Положение о педагогической диагностике индивидуального развития воспитанников

1

1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение о системе оценки индивидуального развития детей (далее –
Положение) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
детском саду № 322 (далее – Учреждение) в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 –
ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155;
- Основной общеобразовательной программой МБДОУ детского сада № 322 (далее –
Программа);
- Уставом Учреждения.
1.2. Положение регламентирует организацию и проведение педагогической диагностики
индивидуального развития воспитанников.
1.3.Действие настоящего Положения распространяется на участников образовательного
процесса Учреждения: педагогических работников, участвующих в реализации
образовательных отношений и родителей (законных представителей) детей.
1.4. Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ – образовательной
программы дошкольного образования предполагает внутреннюю оценку качества
образовательной
деятельности,
в
том
числе
педагогическую
диагностику
индивидуального развития воспитанников.
1.5.Педагогическая диагностика индивидуального развития воспитанников представляет
собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и
оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития
детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации ООП ДО
по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов
системы оценки качества образования в ДОУ.
1.6.Положение определяет права, обязанности и ответственность участников
образовательных отношений ДОУ в ходе проведения процедуры оценки индивидуального
развития детей – педагогической диагностики. Педагогическая диагностика
индивидуального развития воспитанников используется как профессиональный
инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических
действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП ДО.
1.7.Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия
нового.
2.Цели, задачи, функции и принципы педагогической диагностики.
2.1.Цель педагогической диагностики – получение оперативных данных о текущем
реальном состоянии образовательного процесса, выявление его тенденций и
результативности, лежащих в основе педагогического проектирования.
2.2.Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для
решения образовательных задач:

2

- индивидуализации образования (может предполагать поддержку ребенка, построение его
образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной
компетенции педагога);
- обеспечение эффективности проектирования образовательной работы;
- оптимизация работы с группой детей.
2.3.Принципы:
- принцип последовательности и преемственности – проявляется в последовательном
переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития,
обучения и воспитания личности, в поэтапном углублении процесса диагностики;
- принцип доступности результатов диагностики для педагогов, непосредственно
работающих с ребенком и родителям (законным представителям) воспитанников;
обобщенной информации для разных групп потребителей (Педагогический совет,
экспертная комиссия);
- принцип прогностичности – проявляется в ориентации на коррекционно – развивающую
работу в «зоне ближайшего развития» дошкольника;
- принцип «научности» - диагностическая работа опирается на научные исследования,
обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию;
- принцип этичности – диагностика проводится с соблюдением этических норм и правил;
- принцип непрерывности – педагогическая диагностика проводится на протяжении всего
пребывания ребенком в Учреждении.
3.Организация и порядок проведение педагогической диагностики.
3.1.Педгогичекая диагностика проводится во всех возрастных группах:
- при поступлении ребенка в Учреждение – в течение двух месяцев;
- в течение года – в целях определения динамики развития ребенка – промежуточная
диагностика;
- в конце последнего года пребывания ребенком в Учреждении перед переходом в школу
– итоговая диагностика;
- в случае обращения родителем (законным представителем) ребенка и (или)
педагогическим работником Учреждения.
Фиксирование результатов – сентябрь – май.
Сравнительный анализ промежуточных результатов – май.
3.2.Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится в двух
формах: педагогической и психологической.
3.3.Педагогическая диагностика включает в себя:
- диагностику педагогического процесса по пяти образовательным областям, что
позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при
необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения
каждым ребенком содержания образовательной программы в соответствии с его
возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями;
- диагностику музыкального развития воспитанников;
- диагностику физического развития (физические качества детей; антропометрические и
физические показатели);
3

- диагностику речевого развития для последующей коррекционно-развивающей работы с
детьми, имеющими нарушения речи.
3.4.Психологическая диагностика включает в себя:
- диагностику психологической готовности детей к обучению в школе;
- уровень адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
3.5.Диагностику речевого развития проводит учитель-логопед только с согласия
родителей (законных представителей).
3.6.Психологическую диагностику развития детей проводит педагог-психолог. Участие
ребенка в психологической диагностике допускается с согласия родителей (законных
представителей).
3.7.Педагогическая диагностика проводится путём наблюдений, анализа детских работ,
эпизодов из жизни группы, игр, непосредственного общения, бесед с родителями
(низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно
работающим с детьми).
3.8.Средством фиксации данных педагогической диагностики являются индивидуальные
диагностические листы и карта динамики развития детей (в рамках освоения Программы),
разработанные автором В.Ю.Белькович.
3.9.Оценка результатов педагогической диагностики осуществляется в словесной
(опосредованной) форме:
- показатель сформирован (+) – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в
совместной деятельности со взрослым;
- показатель в стадии формирования (+-) - проявляется неустойчиво, чаще при создании
специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием
с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;
- показатель не сформирован (-) – не проявляется ни в одной из ситуаций, на все
предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии
выполнить задание самостоятельно.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствуют об успешном освоении
детьми требований Программы. Если по каким-то направлениям преобладает оценка «не
сформирован», следует усилить индивидуальную работу с ребенком.
3.10.В результате педагогической диагностики, воспитатель: определяет результативность
своей работы по созданию условий для успешного освоения детьми Программы;
сопоставляет достижения конкретного ребенка в разные периоды, прослеживает динамику
его развития; определяет перечень эффективных педагогических действий в соответствии
с индивидуальными особенностями детей;
консультирует родителей по подбору
оптимальных методов развития ребенка.
4.Отвтетсвенность
должностного
лица,
осуществляющего
педагогическую
диагностику.
4.1.Должностное лицо, осуществляющее педагогическую диагностику, несет
ответственность:
- за тактичное отношение к каждому ребёнку во время проведения диагностических
мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
4

- ознакомление с итогами педагогической диагностики воспитанников, соответствующих
должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
- соблюдение конфиденциальности данных;
- качество проведения педагогической диагностики воспитанников;
- доказательность выводов по итогам педагогической диагностики;
- оформление соответствующей документации по итогам проведения педагогической
диагностики в установленные сроки.
5. Контроль проведения педагогической диагностики
5.1.Контрль проведения и объективность оценки индивидуального развития ребенка
осуществляется заместителем заведующего, используются следующие виды:
- тематический контроль;
- текущий контроль;
- оперативный контроль.
Методы контроля: наблюдение за детьми, наблюдение и анализ образовательной
деятельности, изучение документации педагогов, анализ продуктов детской деятельности,
собеседование.
6.Документация
6.1.Педагогический работник, осуществляющий педагогическую диагностику:
- заполняет индивидуальные диагностические листы и карты динамики развития детей по
пяти образовательным областям;
- работа с индивидуальными диагностическими листами ведется в течение всего года
(воспитатель фиксирует, как идет процесс формирования у ребенка того или иного
показателя, помечает при этом период наблюдения);
- карты динамики развития заполняются в течение всего года (воспитатель сопоставляет
результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом, отмечает динамику);
- проводит количественный и качественный анализ по каждой области, а так же справки
по результатам педагогической диагностики;
- справки в установленные сроки предоставляются заместителю заведующего, который
обобщает результаты педагогической диагностики по Учреждению.
6.2.Журналы педагогической диагностики развития ребенка в течение года находится у
педагога. В конце учебного года журнал и аналитические материалы сдаются заместителю
заведующего и хранятся в МК 4 года.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».