Программа психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей

1

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Методы диагностики в ходе реализации Программы

4

3.

Планируемые результаты

5

4.

Основные направления реализации Программы

5

5.

6

6.

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды
для талантливых и одаренных детей
Основные этапы реализации Программы

7.

Мероприятия, проводимые в рамках реализации Программы

7

10.

Список литературы

8

Приложение

6

10

2

1.Пояснительная записка.
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже
на
протяжении
довольно
продолжительного
периода
времени.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития
одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с
происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением
внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал
рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в
разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких
уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждения
образования. Задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить
почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление,
обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных
проблем
совершенствования
системы
образования.
Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли
выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.
Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное
раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества
в целом.
Дошкольное образовательное учреждение не может при формировании социального заказа,
не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске
одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников
является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в
дальнейшем.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых
детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих.
Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с
ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной
поддержки для талантливой молодежи.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из
перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из
ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.
Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:
- легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
- существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной
самостоятельностью;
- стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
- высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением
любимым делом.
Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития таланта и
одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность,
повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция,
яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми”
чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность
мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это
обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с
другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых
знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в
реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки
целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива
по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть
включены родители, социальные институты, общественность.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из
приоритетных задач современного образования.
Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы
развития творческого, внутреннего потенциала личности.
3

Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых,
возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,
способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе
наблюдения, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права
личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады,
испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные
запросы и интересы одарённых детей.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях
необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить
специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на
собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, специалистов, родителей,
социальных партнеров.
Программа психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей
МБДОУ детского сада № 322 разработана в соответствии с:
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование» на 2019 – 2024 г.;
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Образовательной программой МБДОУ детского сада № 322;
- Годовым планом работы педагогического коллектива.
Программа рассчитана на сопровождение детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.
Срок реализации 2022 – 2024 год.
1.1.Цель программы: создание психолого-педагогических условий для выявления и
сопровождения талантливых и одаренных детей.
Задачи:
- выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в
ДОУ;
- способствовать гармоничному эмоциональному, познавательному, социальному развитию
талантливых и одаренных детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей (законных представителей)
по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
1.2.Принципы психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных
детей:
- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип возрастания роли дополнительного образования.
2.Методы диагностики в ходе реализации программы:
- наблюдения;
- беседы;
- педагогическая диагностика;
- изучение продуктов детского творчества;
- ведение индивидуальных карт развития.
Виды одаренности
Составляющие
Методики диагностики
Творческая
Художественная
Наблюдения, педагогическая диагностика,
одаренность
одаренность
ведение индивидуальных карт развития, беседы с
воспитанниками, родителями, изучение
продуктов детского творчества
4

Артистическая
одаренность
Психомоторная
одаренность

Спортивная
одаренность

Наблюдения, педагогическая диагностика,
ведение индивидуальных карт развития, беседы с
воспитанниками, родителями.
Наблюдения, педагогическая диагностика,
ведение индивидуальных карт развития, беседы с
воспитанниками, родителями.

3.Планируемые результаты:
- повысится уровень индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях
деятельности (творческом, спортивном);
- повысится процент участников и призеров конкурсов различного уровня;
- повысится уровень профессиональной компетенции педагогов в области выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей;
- повысится психолого-педагогическая компетентность родителей по вопросам сопровождения
талантливых и одаренных детей.
4.Основные направления реализации программы.

Направления работы

Работа с одаренными
и талантливыми
детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с одаренными и талантливыми детьми:
1. В рамках образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам и маршрутам.
2.Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное от занятий время:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Работа с педагогами:
- педагогические советы;
- проектная деятельность;
- обмен опытом;
- презентации;
- семинары – практикумы;
- консультации, рекомендации.
5

Работа с родителями:
- анкетирование;
- родительские собрания;
- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;
- совместные детско – родительские проекты;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- помощь в создании предметно - развивающей среды.
5.Особенности формирования развивающей среды для талантливых и одаренных детей.
Понятие «предметно-игровая среда» рассматривается как фактор стимулирующий,
направляющий развивающий творческие способности ребенка. Анализ психологопедагогических исследований показал, что развитие во многом зависит от организации
предметно-развивающей среды в ДОУ.
Условия формирования среды:
- разнообразие, насыщенность, неординарность, сменяемость РС;
- включение предметов взрослого обихода;
- предоставление свободы исследования;
- резерв свободного места и времени для игр;
- возможность свободно выбирать игрушки и действия с ними;
- определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов
согласно росту;
- универсальность предметно – игровой среды, позволяющей трансформировать, изменять ее в
соответствии с задуманным;
- чет прежнего опыта, способность к комбинированию, созданию нового.
Принципы создания РС.
1. Уважение мнения и личной позиции:
- создание атмосферы личного комфорта;
- невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не обращается
за помощью или не вступает в контакт.
2. Активность и разных видах деятельности:
- среда в дошкольном учреждении, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей
возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций,
чувств;
- обогащение окружающей среды предметами объектами и стимулами, максимально
усиливающими любознательность дошкольника;
- поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;
- создание условий для реализации творческих идей на практике;
- использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний
ребенка
- использование личного примера творческого решения проблем;
- создание проблемно поисковых ситуаций побуждающих к активной познавательной
деятельности детей.
3. Учет возрастных особенностей- выявление специфических признаков в
содержании предметно – развивающей среды и отличительных признаков в ее организации.
4. Комплексирования и свободного зонирования. Создание многоуровневого
пространства, оптимизация предметно - пространственной среды, повышение её
функциональности и эргономичности.
6.Основные этапы реализации программы.
I этап – диагностико – организационный (2022-2023 г.)
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными
детьми в МБДОУ.
Задачи:
- изучить нормативную базу;
- проанализировать материально – технических, педагогических условий реализации
программы;
6

- разработать программу психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных
детей.
II этап – содержательный (2022 – 2024г.)
Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.
Задачи:
- диагностика способностей воспитанников;
- разработка методических материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми
(положения, сценарии, конспекты, планы и т.д.);
- отбор конкурсов различного уровня для организации конкурсного движения по разным
Направлениям;
- формирование методической библиотеки детского сада по работе с талантливыми и
одаренными детьми;
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с
талантливыми и одаренными и детьми.
III этап – аналитический (2024 г.)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- проанализировать планируемые результаты реализации программы;
- при необходимости принять решение о корректировке программы.
7.Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
Этапы реализации
программы

Диагностикоорганизационный
(2022 – 2023 г.)

Содержательный
(2022 – 2024 г.)
в соответствии с

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Разработка
по
психологпедагогическому
сопровождению
талантливых и одаренных детей
Рассмотрение
и
принятие
Программы
по
психологопедагогическому
сопровождению
талантливых и одаренных детей на
Педагогическом совете ДОУ
Изучение интересов и наклонностей
детей
старшего
дошкольного
возраста
Первичная диагностика детей
старшего дошкольного возраста с
целью выявления талантливых и
одаренных детей
Составление банка данных,
имеющих ярков выраженные
способности

Август, 2022

Зам.заведующего
Педагог-психолог

Август, 2022

Зам.заведующего

Сентябрь, 2022

Воспитатели

Сентябрь –
октябрь, 2022

Педагог-психолог

Октябрь, 2022

Составление плана работы с детьми,
педагогами и родителями
Разработка материалов по работе с
талантливыми и одаренными детьми
Внедрение педагогических
технологий развития детской
одаренности
Проведение мероприятий с
талантливыми и одаренными детьми
Проектная деятельность

Октябрь, 2022

Зам.заведующего
Педагог-психолог
Воспитатели
детей старшего
дошкольного
возраста
Зам.заведующего

Участие в конкурсах разного уровня

В течение всего
периода
В течение всего
периода

Зам.заведующего
Воспитатели
Воспитатели

В течение всего
периода
В течение всего
периода
В течение всего

Воспитатели
Воспитатели
Зам.заведующего
7

годовым планом
Поощрение талантливых и
одаренных детей

периода
По результатам
участия в
мероприятиях
В течение всего
периода

Проведение разнообразных форм
работы с педагогами и родителями
по сопровождению талантливых и
одаренных детей
Организация совместного творчества В течение всего
родителей и детей.
периода
Выставки
В течение всего
периода
Промежуточная диагностика
Май, 2023
Размещение информации по
проведению мероприятий с
талантливыми и одаренными детьми
на сайте ДОУ
Итоговая диагностик воспитанников
Аналитический
(2024 г.)

Обсуждение итогов работы по
сопровождению талантливых и
одаренных детей на Педагогическом
совете
Корректировка программы (по
необходимости)
Создание методической базы ДОУ
по работе с талантливыми и
одаренными детьми

В течение всего
периода

Воспитатели
Зам.заведующего
Зам.заведующего
Воспитатели
Специалисты
Воспитатели
Воспитатели
Педагог-психолог
Воспитатели
Зам.заведующего

Апрель-май,
2024
Май, 2024

Зам.заведующего
Педагог-психолог
Зам.заведующего

Июнь-август,
2024
Июнь-август,
2024

Зам.заведующего
Зам.заведующего

7. Список литературы
1. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная //
Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
4. Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И.
Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7.С. 31-38.
5. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное
воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.
6. Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой
одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.
7. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991. - 112 с.
8. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное
воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.
9. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской
одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.
10. Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное
воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.
11.Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические
рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2017
12. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных
детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014.
13. Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.
14. Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.
8

15. Проблемы воспитания одаренного ребенка [Текст] // Дошкольное образование: изд. дом
Первое сентября. - 2005. - №10. С.45-48.
16.Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические
рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
17. Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. 2006. - N 4. С. 43-45.
18.Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001
19. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое
образование России, 1999.
20.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
21.Теплов, Б.М. Способность и одарённость [Текст] / Б.М. Теплов . — М: Просвещение, 1985. –
98 с.
22.Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен
[Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-35

9

Приложение 1.
Методики для выявления компонентов одаренности
в дошкольном возрасте
Цель: выявление одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-педагогическая диагностика состоит из 3-х этапов.
1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце
учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у
детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне,
сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности,
любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у
которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.
2-й этап: отбор детей в группу одарённых.
При диагностике одарённости необходимо исходить из концепций большинства
исследователей проблемы одарённости (в том числе Дж. Рензулли, Дж. Гилфорда, Эл.
Торренса), о том, что ребёнок, продемонстрировавший превышающий средний уровень
способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта,
познавательной мотивации или креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали
как одарённого
Для определения уровня развития данных способностей у детей используются
следующие методики:
- тест «Незаконченные предложения»;
- тест Д Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант);
- методика В.С.Юркевич. Дерево желаний;
- фигурные тесты П.Торренса.
На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии
одарённости у детей.
3-й этап: мониторинг одарённости.
Для того чтобы отследить динамику развития одарённости каждого ребёнка используется
методика оценки общей одарённости А.И. Савенкова. В ней путём экспертных оценок
выявляется уровень сформированности у детей 9-ти характеристик одарённости в начале и
конце учебного года. Эксперты: воспитатель, педагог- психолог, учитель- логопед,
музыкальный работник.
Описание психодиагностического инструментария
1. Психологический профиль одаренного ребенка.
Этот раздел системы включает метод, направленные на выявление основных черт
личности, определяющих ее развитие.
Тест «Незаконченные предложения».
Ребенку предъявляются незавершенные фразы, которые он должен закончить. Эти фразы
направлены на выявление отношений испытуемого в разных сферах жизни: к родителям,
сверстникам, учителю, его страхи и опасения, его надежды.
Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания ребенка.
Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное
отношение ребенка к себе, матери, отцу, детскому саду, сверстниками, страхам.
2. Диагностика особенностей интеллектуальной сферы.
Признаком одаренности является хорошее развитие восприятия и переработки
информации. Эти процессы основываются как на общем уровне развития мышления, так и на
уровне развития всех остальных когнитивных процессов.
Тест Д Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант).
Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для
измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году.
Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий
интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.
10

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б
вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся
вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую
осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения
цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка,
нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин,
сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим
переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.
3. Диагностика познавательной активности.
«Древо желаний» (В.С.Юркевич).
Содержание:
1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?
(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать?
(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки.
Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты
хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что
твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5
ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо
проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная
информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует
реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем
сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без
познавательных целей.
4. Диагностика творческого потенциала.
Тест Торренса «Дорисовывание фигур»
Описание: детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так
чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале.
Обработка данных:
0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи
и линии
3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не
угадывается.
5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.
10 баллов -создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы,
превращенные в образы.
Низкий уровень- от 0 до 2 баллов
Средний – от 3 до 7 баллов
Высокий от 8 до 10 баллов
11

5. В третьем этапе производится мониторинг детей на начало, середину и конец учебного
года при помощи методики оценки общей одарённости Разработана А.И. Савенковым и
адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача – оценка общей
одаренности ребенка.
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно
наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по
каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных
видах деятельности и поведения заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом
противоположное ему проявляется очень редко
3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в
поведении и деятельности уравновешивают друг друга
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому
1 – четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно
фиксируется в поведении и во всех видах деятельности
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Оцениваются следующие критерии: любознательность, способность к прогнозированию,
словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить
логически, настойчивость, целеустремленность, требовательность к результатам собственной
деятельности.

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».