1 СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) для детей дошкольного возраста (4-7 лет) Планируемые результаты Содержательный раздел Направленность дополнительной общеразвивающей программы Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) для детей дошкольного возраста ( 4-7 лет) Этапы процесса обучения Организационно-педагогические условия по реализации дополнительной общеразвивающей программы художественноэстетической направленности Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) для детей дошкольного возраста (4-7 лет) Рабочая программа по модулю Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) Организационный раздел Материально-техническое обеспечение Методическое обеспечение Календарный учебный график Учебный план Расписание занятий Оценочные материалы 2 1.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающие актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Традиционная культура несёт в себе знания, без которых общество не может развиваться. Любовь и интерес к своей родной культуре позволяет с уважением относиться к культурным традициям и истории других народов, что в перспективе обеспечивает более гармоничные социальные взаимоотношения в нашем многонациональном обществе. Актуальность данной программы обусловлена несколькими аспектами: - в условиях современного мира наше общество столкнулось с серьезной проблемой утраты традиционных ценностей. Это приводит к разрушению духовно-нравственных основ отдельных личностей и всего общества. В этих условиях необходимо помогать осваивать нашим детям богатство национальной традиционной культуры, которая несет в себе духовно-нравственные основы жизни человека; - погружение в мир традиционной культуры, в мир славного исторического прошлого нашего народа позволяет не только расширить кругозор ребенка. Это обогащает личность учащихся, так как позволяет детям воспринимать окружающий мир в свете исторической перспективы. Такое восприятие помогает ребенку понять, что он не отдельный человек, оторванный временем от прошлого и будущего (потому, живущий для себя), а связующее звено в целостной картине исторической реальности; - традиционные виды народного искусства позволяют реализовать творческий потенциал ребенка в новых формах. Дополнительная общеразвивающая программа Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) ориентирована на изучение традиционной народной культуры. Программа разработана на основе рабочей программы А.В. Чистяковой по предмету «Фольклор для малышей», методического пособия С.Ю. Майзингер «Знакомство с жанрами детского фольклора» и разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальными актами МБДОУ детского сада № 322, регламентирующими его деятельность: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные Постановлением от 28.09.2020 г. № 28; Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Положение о платных образовательных услугах; Устав МБДОУ детского сада № 322. 1.2. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно – эстетической направленности Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) для детей дошкольного возраста (4-7 лет) 3 Цель программы – целостное изучение и понимание смыслов и ценностей русской народной культуры, творческое самовыражение на основе художественных средств народного искусства. Поставленная цель достигается в процессе решения следующих задач: - помочь в развитии формирования полноценной творческой личности с художественным и культурно - историческим кругозором, совершенствующей свой эстетический вкус и знания об истории Отечества путём знакомства с лучшими образцами устного народного творчества: певческой и игровой традиций народов России и Урала; - развить навыки успешной социализации посредством коллективной и коммуникативной деятельности ребёнка; - способствовать развитию таких важных для человека качеств как ответственность, самостоятельность, активность, уверенность в себе; - способствовать развитию у детей музыкальных способностей, речи, воображения, навыков активной и правильно дикции и артикуляции, памяти; - развитие любви и интереса к народной культуре, к истории нашего народа и страны, бережного отношения не только к своей культуре, но и к культуре и истории других народов; - развитие речи при помощи различных пальчиковых игр и речевых упражнений; - развитие в игровой форме вокально-певческих навыков, чувства ритма, музыкального слуха; - формирование певческих навыков, навыков пения в фольклорном ансамбле для умения исполнять простые и сложные вокальные произведения, для дальнейшего использования сформированных навыков в творческой или профессиональной деятельности; - формирования знания об основных народных играх и умения самостоятельно организовать игровой процесс в группе сверстников (объяснить правила, распределить роли и пр.); - изучение основных русских обрядов, праздников, жанров народной песни. Принципы формирования дополнительной общеразвивающей программы Программа Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) построена в соответствии с основными дидактическими и общепедагогическими принципами: -принцип непрерывности (изучение, повторение и усложнение материала на занятиях, в ходе совместных действий педагога и детей); - принцип активности (поддержание мотивации и интереса); - принцип доступности (соответствие возрастным особенностям); 4 - принцип психологической комфортности. Педагогическая целесообразность программы определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, отличается широкими возможностями социализации в процессе формирования и развития вокально-певческих и двигательных навыков, как индивидуально, так и в ансамбле. Данная программа помогает детям усвоить знания, умения и навыки в выбранной сфере деятельности, развивать у них потребность в творческой деятельности, дать возможность каждому ребёнку открывать для себя мир богатейшей традиционной культуры нашего народа, преимущественно Уральского региона в увлекательных, актуальных для современного мира формах и видах деятельности. Практическая значимость: - формирование и развитие вокально-певческих навыков в народной манере способствует развитию речи, дикции, помогает развить артикуляционный аппарат, что в дальнейшем помогает свободно и уверенно владеть голосом и речью, в том числе и перед аудиторией; - знакомство с различными жанрами певческой и игровой традиции позволяет в увлекательной и интересной форме познакомится с богатейшей культурой нашего народа, с историей родного края и России; - работа в группе, в ансамбле способствует развитию навыков социализации, умения взаимодействовать с другими, уметь слышать окружающих и заявить о себе в форме творческой активности. Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Театральная студия «Живая старина» предназначена для обучения детей 4 – 7 лет и рассчитана на три учебных года: первый год обучения – дети 4 – 5 лет; второй год обучения – 5 – 6 лет; третий год обучения – 6 – 7 лет. 1.3.Планируемые результаты Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы художественноэстетической направленности Театральная студия «Живая старина» определены в виде целевых ориентиров. Первый год обучения (4-5 лет): - дети разыгрывают простейшие русские народные сказки и инсценируют русские народные песни; - слышат и правильно интонируют в пределах кварты и квинты; - имеют элементарные представления о народных праздниках; - используют в повседневной жизни произведения малых форм фольклора; - умеют чередовать разные приемы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне; 5 - знают названия инструментов (треугольник, дудочка, балалайка) и различать их по звучанию; - ставят ногу на носок и пятку («ковырялочка»), идут за ведущей змейкой, перестраиваются в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них; - оказывают посильную помощь сверстникам и взрослым; - проявляют самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками; - стремятся к самовыражению через творчество; - проявляют интерес к народной культуре, замечают прекрасное в народном творчестве. Второй год обучения (5 – 6 лет): - участвуют в играх с театральными действиями с более развернутыми диалогами; - разыгрывают русские народные сказки и инсценируют русские народные песни: - применяют речевые фольклорные обороты в быту; - слышат и правильно интонируют в пределах октавы; - имеют представления о народных праздниках, их обрядах и традициях; - используют в повседневной жизни произведения малых форм фольклора; - владеют более сложными приемами игры на ложках, играют в оркестре; - знают названия инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещетки, балалайка) и различают по звучанию; - умеют сочетать движения рук и ног, выполняют хороводные движения «Улитка», «Ручеек», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполняют движения в свободной пляске; - оказывают помощь сверстникам и взрослым; - проявляют самостоятельность, доброжелательность в играх со сверстниками, правильно оценивают свои поступки и поступки окружающих, проявляют заботу и внимание к окружающим. Третий год обучения (6 – 7 лет): - показывают сценки с любым видом театра, умеют импровизировать;\ - используют в своих выступлениях не только устный, но и музыкальный фольклор; - проявляют инициативу в любом виде деятельности; 6 - знают традиции и обычаи Родного края, понимают смысл народных праздников, рассказывают о них; - поют с открытым звуком с четкой артикуляцией; - умеют плясать «добью», исполнять элементарны хоровода «Капуста», «Ниточка с иголочкой»; - имеют представления о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень); - умеют творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми 2. Содержательный раздел 2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Дополнительная общеразвивающая программа Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) имеет художественно-эстетическую направленность. 2.2.Этапы процесса обучения Общеразвивающая программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний. Процесс обучения состоит из нескольких этапов. Этап. Подготовительный. - формирование интереса к различным формам и жанрам традиционного устного и музыкально-игрового народного творчества; - формирование позитивного опыта и уверенности в своих силах при разучивании и исполнении материала; - формирование базовых вокально-певческих, музыкально-исполнительских навыков и умений. Этап. Развитие базовых вокально-певческих навыков, знакомство с традиционным циклом народного календаря и традиций, связанных с ним. - упражнения для развития правильного певческого дыхания, звукообразования и голосоведения; - развитие музыкального слуха, координации внутреннего слуха и голоса, мелодического мышления и памяти, чувства ритма, координация движения и пения; - формирование знаний о базовом цикле событий традиционного народного календаря, трудовых, обрядовых и семейно-бытовых особенностей, связанных с ними; 7 - знакомство с основными жанрами устного и музыкально-игрового народного творчества (потешки, скороговорки, игровые, плясовые, колыбельные и хороводные песни, небылицы, сказки с напевами и др.). Этап. Творческая самореализация и импровизация. - развитие самостоятельности в организации и проведении основных традиционных игр; - развитие умения импровизировать при создании образа в той или иной песне, сказке, потешке и пр.; - развитие умения импровизировать при игре на шумовых музыкальных инструментах, создании вариантов текста произведения или мелодии; - развитие воображения через создание сюжетных линий для песен и сказок. 2.3. Организационно-педагогические условия по реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) для детей дошкольного возраста (4-7 лет) Реализация дополнительной общеразвивающей программы художественно – эстетической направленности Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю данной дополнительной программы. Программа рассчитана на 3 года для детей с 4 до 7 лет. Определяющими моментами в подготовке и проведении занятий являются возрастные особенности детей, время проведения занятий (2 половина дня), которые требуют точного распределения физической и эмоциональной нагрузки на детей, насыщенность содержания, чередование видов деятельности. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) проводятся во 2 половину дня, учитывается продолжительность непрерывной образовательной деятельности, которая отвечает требованиям СанПиН 2.4.3648 – 20. Длительность занятий на первом году обучения – 20 минут, на втором – 25 минут, на третьем – 30 мин. Основной формой работы с детьми являются групповые занятия, которые проходят в зале. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Отличительные особенности программы. Основой обучающего процесса является события русского календарно-обрядового круга. Закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, составляют содержательную и методическую основу программы. Освоение фольклора в рамках данной направлениям: программы должно осуществляться по трём - вокально-певческий (обучение фольклорной исполнительской певческой деятельности); 8 - игровой (обучение традиционным народным играм, развитие умения организовать игру самостоятельно); - декоративно - прикладной (изготовление тематических поделок и традиционных кукол); - музейно-этнографический (знакомство с традиционной культурой через показ и соприкосновение с подлинными старинными предметами быта, элементами традиционного костюма и предметами прикладного народного творчества). Основные принципы и приемы развития певческого голоса у детей: - формирование правильного певческого дыхания при помощи специальных дыхательных упражнений. Нужно научить детей избегать плечевого дыхания, сосредотачивая внимание на диафрагме. Дыхательная гимнастика – формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диафрагму. Организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное. - формирование правильной певческой позиции через специальные упражнения, которые повторяются регулярно. Распевание – цикл упражнений для голосового аппарата. Способствует формированию правильного вокального звукоизвлечения, удобству исполнения, развивает внутренний слух, вырабатывает чистоту интонации. - формирование чёткой дикции через произношение скороговорок, текстов песен и специальных упражнений. Речевая или дикционная разминка – специальный курс речевых, дикционных упражнений нацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков, звуков – традиционных в народном пении, в диалектах и говорах. - формирование правильной певческой посадки; - формирование правильного и точного интонирования. Многократное повторение звука или попевки помогает сформировать умение координировать слух и звук. формирование правильного и ровного голосоведения. Постепенное развитие и включение мышц, участвующих в пении гарантирует правильное и гармоничное развитие детского голоса. Для правильного исполнения необходимо: Проговаривать фразу в разговорной манере, проговаривать эту же фразу на распев, а так же, на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом, петь мелодию, прерываясь на разговорную речь. Формы организации образовательного процесса: Занятия в коллективе проводятся в очной форме (в соответствии с учебным планом и содержанием основной программы). Формы проведения занятий: В организации образовательного процесса, который строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, основополагающее значение имеют формы занятий, сочетающих практическую (распевки, разучивание и исполнение песен, проведение игр и хороводов и пр.) и 9 теоретическую части (рассказ педагога, беседа о народном календаре, о времени года, о календарном празднике, сведения из истории жанра, традиций его исполнения). Форма занятий: Групповое (ансамблевое пение) предполагает коллективную работу над звуком, характером, интонацией, над ритмическими, мелодическими особенностями песен, а так же связь песен с движением, игрой на музыкальном инструменте. На групповых занятиях проводятся народные игры, при подготовке к календарному празднику используются загадки, пословицы, поговорки по теме. Занятия проходят с сопровождением инструмента и без него. Разучивание песен, хороводов и игр проходит с голоса педагога и с помощью инструментов. Постановка голоса предполагает: вокальные упражнения, распевки для звукообразования, упражнения для выработки интонации, соответствующей народной манере исполнения, пение запевов, разучивание подголосков песен. При разучивании народных песен учитывается специфика народного вокала, элементы, присущие только народному пению, которые возникли от речевой, без музыкального сопровождения, естественной интонации, применительно к народной песне. Наиболее результативными являются традиционные методы разучивания: - устно-слуховой; - устно-подражательный; - метод припевания (вхождения в ритм, мелодику незнакомой песни когда дети включаются в пение повторяющегося припева, присоединяясь к ансамблю, голосу педагога или фонограмме). Занятие, как правило, организуется по схеме: - пальчиковая гимнастика, упражнение на координацию движений и речи; - распевание, упражнения для развития певческих навыков; - теоретические сведения (рассказ о традициях, празднике, трудовом, семейном или бытовом укладе и п.); - показ и разучивание нового музыкального материала; - закрепление пройденного; - слушание музыки и анализ прослушанного; - повторение. Фольклорный праздник является очень важной формой работы. В фольклорном ансамбле праздники приурочивают к наиболее важным датам народного календаря. Формы проведения праздника разнообразны: посиделки, 10 инсценировки, концерты, вечёрки. Подобная форма работы интересна потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечён в песню, танец или игру. Важным является и этап подготовки к празднику, когда дети совместно с родителями украшают кабинет, создают костюмы, атрибуты праздника. По содержанию праздники являются интегрированными, так как включают информационный материал из нескольких областей знаний. Применение эмоциональных моментов (пение частушек, угощение блинами, куличами и пр.) позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время мероприятия, что позволяет сохранить у них положительный эмоциональный настрой. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников фольклорного ансамбля. При выборе песенного репертуара необходимо проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность песен. Выбор действующих лиц обдумать ход действия, спланировать хореографию, музыкальное сопровождение, обдумать художественное оформление, разучить текст песни и мотив , объяснить свой творческий замысел детям. Репертуар разнообразен в образно-стилистическом отношении (включает в себя произведения различных жанров). Программный репертуар составляют произведения различной степени трудности. Исполнение простейших форм открывает возможность быстрого пополнения репертуара новыми песнями (играми, хороводами), вселяет в детей уверенность в своих силах, повышает интерес к занятиям. Освоение же сложных форм стимулирует творческий рост. Движение во время пения – важная составляющая народного вокального искусства. Танец и песня не отделимы друг от друга в народном пении. Во всех обрядах, играх, хороводах обязательно их гармоничное соединение. Программа предполагает работу над элементами народного танца и бытовой хореографии. Пение с движением влияет на качество ансамблевого звучания: дети уверенно интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция. Методы обучения: На занятиях используют следующие методы обучения: - Словесные – (беседы, обсуждения, чтение сказок, декламация текстов, потешек и прибауток, песенных рифмотекстов, дидактические игры, викторины) - Наглядные – (просмотр иллюстраций и репродукций, просмотр образцов предметов быта и изделий мастеров народного творчества, прослушивание образцов песенного фольклора) - Практические – (игровые и обрядовые действа, исполнение песен, просмотр и прослушивание звукозаписей народных произведений). Методы воспитания: 11 - убеждение; - стимулирование; - поощрение; - требование (совет, игра, просьба, намёк, одобрение, приучение); - воспитывающие ситуации. 2.4. Рабочая программа по модулю «Музыкально-игровой фольклор Урала». Задачи первого года обучения по модулю Театральная студия «Живая старина»: - учить детей разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни; - учить слышать и правильно интонировать в пределах кварты и квинты; - дать первичные представления о народных праздниках; - учить использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора; - учить игре на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне; - знакомить с инструментами (треугольник, дудочка, балалайка) и различать их по звучанию; - учить ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), ходить за ведущей змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них; - воспитывать отзывчивость, доброжелательность в играх со сверстниками; - развивать стремление к самовыражению через творчество; - способствовать проявлению у детей интереса к народной культуре, умению замечать прекрасное в народном творчестве. Тематический план первого года обучения. Месяц Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Темы Знакомство. Осень. Поход в лес, знакомство с его обителями. Песенки-потешки и приговорки о животных. Пальчиковая гимнастика. Пестушки с движениями. Игра «Лиса-кума», «Зайка белый». Поделка «Лапоточки для лисы».Урожай. Пальчиковая гимнастика. Потешки про огород. Игра «Репка-репонька». Поделка «Репка» (Свекла, морковка или арбуз). Проводы осени. Утепление жилища, рубка и засолка капусты. Пальчиковая гимнастика. Пестушки. Повторение пройденных жанров. Игра «Мыши водят хоровод». Поделка «Котик». Зима. Признаки зимы Зимние забавы старины. Пальчиковая гимнастика. Потешка «Мороз, мороз, через тын перерос». Игра «Вьюшки, вью». Поделка «Рождественская ёлочка».Праздник Рождество. Колядки «Маленький вьюнчик», «Коляда, коляда». Игра «Я на бочке сижу». Поделка «Рождественская звезда». Повторение пройденного материала. Проведение Колич ество часов 8 8 8 8 12 Февраль Март Апрель Май открытого урока. Знакомство с народным костюмом. Женский костюм: сарафан, рубаха, пояс, платок. Мужской костюм: рубаха порты, пояс, картуз. Пальчиковая гимнастика. Потешка «Сошью Маше сарафан», «Лапотки». Игра «Сидит олень». Поделка «Сарафан». Весна. Признаки весны. Пальчиковая гимнастика. Заклички весенние «Солнышко, покажись». Проводы зимы. Праздник Масленица. Знакомство с жанром небылицы. Игра «Масленка с платком». Поделка «Барыня Масленица». Жизнь лесных зверей весной. Прилёт птиц – первых вестников весны. Пальчиковая гимнастика «Наша-то хозяюшка». Разучивание закличек «Жаворонок – дуда», «Жаворонушки – перепёлушки». Потешка «Разлился ручеёк». Игра «Летели две птички». Поделка традиционная выпечка «Жаворонки», традиционная выпечка «Тетёрка». Работы на огороде и в саду весной. Пальчиковая гимнастика. Потешка «Огород, огород». Игра «Есть у нас огород», «Овощ или фрукт». Возможно проведение игр на свежем воздухе, повторение игр «Репка-репонька», « Я на бочке сижу» и др. Поделка «Цветочный венок». Итого: 8 8 8 8 72 Задачи второго года обучения по модулю Театральная студия «Живая старина»: - учить разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни; - учить применять речевые фольклорные обороты в быту; - учить слышать и правильно интонировать в пределах октавы; - дать представления о народных праздниках, их обрядах и традициях; - способствовать использованию детьми в повседневной жизни произведения малых форм фольклора; - учить более сложным приемам игры на ложках, играть в оркестре; - познакомить с русскими народными инструментами (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещетки, балалайка), учить различать их по звучанию; - учить сочетать движения рук и ног, выполнять хороводные движения «Улитка», «Ручеек», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске; - способствовать проявлению самостоятельности, доброжелательности в играх со сверстниками, правильной оценке своих поступков и поступков окружающих, проявлению заботы и внимания к окружающим. Тематический план второго года обучения. Сентябрь Встреча или знакомство. Игры на знакомство.Знакомство детей с педагогом: игры «Зайка попрыгайка», хороводная игра «Круг – кружочек», «Чив-чив, воробушек». Пальчиковая гимнастика «Чики-чики кички», «Мама, папа! Что? Что? Что?». Пестушки утренние 1 13 Октябрь Ноябрь Декабрь Январь «Потягунушки», «Травка-муравка со сна поднялась». «Осень, осень, в гости просим». Знакомство с праздником Осенины, связанными с ним обычаями и традициями. Рассказ о том, как дети прощались с насекомыми в конце лета. Разучивание календарных песен: «Осень, осень пришла», «Дождик, дождик лей, лей», «Муха – горюха». Разучивание колыбельной песни «Байки, бай, ты собачка, не лай», Изготовление куколки «Муха». «Щедрая осень».Рассказ о сборе урожая, заготовке на зиму капусты и других овощей как основной деятельности крестьянской семьи в осеннее время, связанных с этим капустных посиделок. Разучивание игр и хороводов «»Вью, вью я капусточку», «Репка-репонька», «Огород».Изготовление тряпичной куклы «Крупеничка». «Покровская ярмарка».Рассказ о празднике Покров, Покровской ярмарке. Знакомство с народным кукольным персонажем Петрушкой. Разучивание небылиц и потешек «Кошка в окошке», «Кот на печке ночевал», «Ай тари, ай тари». Разучивание пальчиковой игры «Киса ниточки мотала».Разучивание песни «Купим мы, бабушка».Разучивание игр «Гончары», «У Маланьи, у старушки».Изготовление тряпичной куклы «Мишка». «Баюшки, баю, Машеньку качаю».Рассказ о крестьянском быте, знакомство с предметами быта в крестьянском хозяйстве. Рассказ о том, как дети помогали родителям, что входило в их трудовые обязанности. Знакомство с колыбельной песней: колыбельные «Котенька - коток», «Бай, бай, бай, бай». Изготовление куколки «Пеленашка». «Осень провожаем – гостей созываем».Рассказ о празднике Кузьминки. Рассказ об основных ремёслах: кузнечное, гончарное, плотницкое дело, прядение, ткачество. Разучивание пальчиковой игры «На двери висит замок». Разучивание потешки «Кую, кую ножки», «Чин- ча - ры». Разучивание игр «Гончары», «Кузнец молодец». Изготовление куколки «Столбушка». «Зимушка, зима, зима снежная пришла».Рассказ о том, что менялось в жизни семьи с приходом зимы. Чем занимались люди зимой. Чем занимались дети в это время года.Скороговорка «Мороз, мороз, через тын перерос». Пальчиковая игра «Вьюги, вьюги вью». Разучивание потешки «Чуки, чуки», «Сивка – воронка». Разучивание игр «Дударь», «Как у дяди Трифона». «Каждый в семье - работник». Рассказ о зимних занятиях мужчин и женщин в семье. Рассказ о традиционных способах изготовления одежды. Разучивание хоровода «Мы сеяли, сеяли ленок», «Клубок». Разучивание считалки «Три бычка». Изготовление «Нитяной куколки». «К нам пришло- прикатило Рождество Христово».Рассказ о праздниках Святочного периода Рождество, Василия Великого, Крещения. Разучивание рождественских песен «Маленький вьюнчик», колядок «Коляда, коляда». Разучивание рождественской песни «Ангелы в небе». 4 3 2 3 4 4 5 2 14 Февраль Март Апрель Роспись рождественского пряника. «Ангелы летают, чудо возвещают». Рассказ о традиционном рождественском кукольном представлении «Вертеп». Изготовление традиционной куклы «Ангел». Рождественская ёлочка.Рассказ о традициях, связанных с украшением ёлки в святочный период. Сказка о Рождественской ёлочке. Разучивание песни «Щедровочка щедровала». «Разучивание игры «Метёлка», «Я на бочке сижу». Изготовление украшения для ёлочки. Сказка – побаска. Сказки с песнями. Знакомство с жанром сказка с припевками, песенками. Разучивание песенок к сказкам, исполнение по ролям. Разучивание игры «Заинька во садочке», «Прянична доска». Изготовление куколки «Зайчик на пальчик». «И дорогая-то наша Масленица».Рассказ о проводах зимы, празднике Масленица, традициях и обычаях, связанных с этим периодом. Разучивание масленичных песен «Ой, блины, мои блины», «Широкая масленица». Разучивание потешки «Блин, да пирог». Пальчиковая игра «Печь блины». Разучивание игр «Шла коза по лесу», «Лисонька – кума». Изготовление куколки из мочала «Масленка», поделки «Солнышко». «Петрушка – веселая игрушка».Рассказ о традиционных масленичных забавах. Театр Петрушка. Разучивание небылиц – перевертышей, потешек. Повторение игры «Шла коза по лесу», «Лиса-кума», «Метёлка». «Широкая Масленица».Проведение праздника «Широкая Масленица». Театр Петрушки, традиционные игры и забавы. «Прощеное Воскресение. Расставание с весельем».Рассказ о Прощеном воскресении, о наступлении поста. Разучивание песни «Ты прощай, наша масленица». Потешка «Масленица –обмануха». Разучивание игры «Совушка – сова», «Пекла бабушка пирог». «Сороки». Рассказ о том, как закликали весну. Разучивание весенних закличек «Подай, боже, ключик», «Солнышко, покажись». Разучивание потешки «Мешу, мешу тесто», «Зайка белый». Разучивание игры «Перепёлушка», «Дедушка Мазай». Изготовление традиционного печенья «тетёрки», «каральки». «Вы к нам летите, весну несите».Рассказ о первых вестниках весны, о традициях, связанных с закликанием птиц. Разучивание закличек «Жаворонки-ноги тонки», «Чувиль-виль-виль». Пальчиковая игра «Ну-ка, вылетайка». Разучивание хоровода «Летели две птички», повторение игры «У перепёлки». Изготовление традиционной выпечки «Жаворонки». «Верба хлёст».Рассказ о вербном Воскресении. Разучивание хоровода «Верба, верба, вербочка». Разучивание приговорки «Верба хлёст». Повторение игры «Метёлка», «Дед Мазай». Изготовление куколки «Веснянка». 2 2 5 4 4 2 4 2 2 2 15 Май Итого: «Пасха Красная». Рассказ о празднике Пасха, традициях, связанным с этим праздником. Разучивание волочебных песен. Сказка «Про то, как дед Макар Пасху встречал». Изготовление поделки Пасхальное яичко. «Разлился ручеёк – золотой рожок».Сказка с припевками «Медведь и весна». Разучивание потешки «Уж ты Мишкамедведь», «Зайка, зайка, где ты был», «Шёл медведь к броду». Пальчиковая игра «Наша – то хозяюшка». Игра «Разлился ручеёк-золотой рожок», «Мак». «Невелик огород, а накормит весь народ».Рассказ об основных видах деятельности женщин в крестьянской семье в весеннее время, посадка овощей. Разучивание хоровода «Садила баба лук чеснок». Повторение игры «Мак», разучивание игры «Вор воробей». Разучивание потешки «Дури, дури, у Петруни». Изготовление поделки «Мак». «Хлеб – всему голова».Знакомство с технологией получения муки и изготовления хлеба. Пословицы и поговорки о хлебе. Формирование бережного отношения к хлебу. Разучивание потешки «Пеку, пеку хлебик Маше на обедик». Повторение игры «Пекла бабушка пирог» Изготовление пирога «сладкая семейка» (коллективная работа). «В гостях у сказки».Сказка с напевами. Разучивание напевов, разыгрывание сказки с детьми по ролям. Разучивание традиционных весеннее - летних игр: « Коршун», «Золотые ворота», «Зоря-зоряница», «Гуси» и др. 3 3 4 3 3 72 Задачи третьего года обучения по модулю Театральная студия «Живая старина»: - учить показывать сценки с любым видом театра; - развивать творческую активность, умение импровизировать; - способствовать использованию детьми в своих выступлениях не только устного, но и музыкального фольклора; - способствовать проявлению инициативы в любом виде деятельности; - знакомить с традициями и обычаями Родного края, понимать смысл народных праздников, рассказывать о них; - учить петь с открытым звуком, с четкой артикуляцией; - учить танцевать «добью», исполнять элементарные хороводы «Капуста», «Ниточка с иголочкой»; - дать представления о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень); - способствовать творческому самовыражению, свободному общению со сверстниками и взрослыми. 16 Тематический план третьего года обучения. Месяц сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль Тема занятия Введение. Знакомство с группой и педагогом. Правильное певческое дыхание. Головной резонатор. Упражнения. Разучивание упражнений для певческого дыхания Грудной резонатор. Упражнения Третий резонатор – произносительный. Напевное произношение. Расслабление мышц плечевого пояса, шеи. Мягкая атака звука. Разучивание отрывка из скоморошины «Ох, во зелёном во бору». Кантилена. Разучивание песни» Где ты был, мой чёрный баран». Кантилена. Упражнения. Песня «Да и шёл мужик край дороги» Ритм. Метрические доли, фразы. Сильная и слабая доли. Исполнение песни «Где ж ты был, мой чёрный баран» с прохлопываниями на сильную долю, с прохлопыванием ритма. Ритмическая импровизация. Диапазон голоса. Разучивание распевок на терцию и кварту. Упражнения «Молоко-кефир». Разучивание песни «Где был, Иванушка?». Импровизация – что это такое? Вхождение в образ. Мимика. Импровизация в ритме, в движениях. «У Маланьи у старушки». Импровизация в текстах и мелодии. Движение под музыку. Разучивание базового шага, притопов. Движение под музыку. Соединяем шаг с пением. Разучивание танца «Во саду ли, в огороде». Движение под музыку. Разучивание наборного хоровода. Движение под музыку. Повторение. Разучивание игры «Шёл козёл по лесу». Стаккато и легато. Упражнения «Скачет зайка маленький», «Ходит сон по лавочке». Стаккато, легато и глиссандо. Отгадай приём. Речевое интонирование. Разучивание скороговорки «Шёл Шешила по шоссе», «Мышка что не спишь?». Песня «Как Вася – утёночек». Унисон. Разучивание песни «Жил у бабушки козёл». Пальчиковые игры: «Мороз, красный нос», «Мама, папа», «Ежик» Унисон. Повторение. Разучивание попевки «Скок, скок», «Тень, тень потетень». Пальчиковые игры: «Ковырялочка», «Ковырялочка усложнённая». Колыбельные песни. Рассказ о жанре, смысл колыбельных. Разучивание колыбельной «Как у котика кота». Образы колыбельных песен. «Сумрак вечерний», «Сон, сон да покой». Пестушки. Особенность и значение жанра пестушки. Разучивание образцов. Сказки с напевами. Особенности жанра. Разучивание припевки из сказки. Сказки с напевами. Разучивание сказки «Звери и корыто» Сказки с напевами. Разучивание сказки «Стужа, вьюга и метель». Сказки с напевами. Разыгрывание по ролям. Разучивание сказки. «Добрый бобёр». Календарные песни. Кол-во часов 8 8 8 8 4 8 17 март апрель май Итого: Особенности жанра. Разучивание песни «»Масленка, масленка». Календарные пенсии Разучивание песни «Ты прощай, прощай, наша масленица» Календарные песни. Разучивание песни «Жаворонки, ноги 8 тонки». Разучивание песни «Чувиль, виль, виль, жаворонушки». Разучивание песни «Верба, верба, вербочка». Разучивание песни «Жаворонушки, перепёлушки». Заклички. Особенности жанра. Место в детском творчестве. Разучивание заклички «Солнышко, покажись». Разучивание заклички «Дождик лей, лей, лей», «Дождик, дождик, перестань» Песни игр и хороводов.Рассказ о хороводах Урала. Хоровод – 8 «улитка» Знакомство с хороводом «Клубок». Хоровод – «волны» Разучивание хоровода «Садила баба лук, чеснок». Рассказ о играх с напевами. Разучивание игры «У Маланьи, у старушки». Песни игр и хороводов. Разучивание. Хоровод – «змейка» хороводной игры» «Утка шла по бережку». Песни игр и хороводов. Повторение. Хоровод линейный. Хоровод «Бояре, мы до вас пришли». Песни игр и хороводов. Повторение. Знакомство с хороводом – «плетень». Хоровод «Завивайся, плетень». Плясовые песни. Рассказ о жанре плясовой песни. 8 Разучивание плясовых припевок «Синаториха». Разучивание движений. Разучивание песни «Хороша наша Татьяна». Разучивание песни «Я капусту садила». Разучивание песни «Я капусту садила». 72 3.Организационный раздел 3.1.Материально-техническое обеспечение Помещение: занятия проводятся в просторном зале, который соответствует санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеются окна и форточка для проветривания. Оборудование: Полки для музыкальных инструментов - 2 шт. Полки для предметов старинного быта - 3 шт. Лавки - 6 шт. Стол - 2 шт. Музыкальный центр - 1 шт. Инструменты: 1. Деревянные ложки - 15 пар 2. Бубенцы - 2 шт. 3. Трещотки - 1 шт. 4. Коробочка - 1 шт. 5. Бубен - 1шт. 6. Тамбурин - 1шт. 18 7. Балалайка - 1шт. 8. Маракасы - 2 шт. 9. Свистульки - 4 шт. Демонстрационные материалы: 1. Старинные предметы традиционного народного быта. 2. Тематические наборы иллюстраций. 3. Куклы для постановок. 4. Распечатки фотографий и картин 3.2. Методическое обеспечение 1.Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством»; методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений; Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 2.Лапуха Т. Ю. «Веретёнце»: Программа для учреждений дополнительного образования. Екатеринбург, 2007. 3.Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: учебно–методическое пособие. СПб 2004. 4.Дайн Г. Л. «Детский народный календарь»; 2001. 5.Дубовик С., Черкасовыа О. «Хоровод круглый год»: Музыкальные композиции для детского хора. Екатеринбург, 2006. 6.Живое наследие. Выпуск 1: «Игровые модели детского фольклора» / Сост. Жилинская С. А.; Екатеринбург 1997. 7.«Заинька во садочке»: Сборник народных игр / Сост. Барбутько Л. В., Тарасевич Н. А.; Екатеринбург, 2000. 8.«Золотые ворота»: Сборник русских народных игр для детей и молодёжи / Сост. Мельникова М. Н. Новосибирск, 2002. 9.Календарные народные праздники. Осень: Методическое пособие / Сост. Паняк О. Ю., Черных Д. А., под ред. Паркулаб В. Н.. Екатеринбург, 2009. 10.Калужникова Т. Н. «Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения Урала». Екатеринбург, 2002. 11.Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: учебно–методическое пособие. СПб 2004. 12.Круглый год. Народное погодоведение: русский земледельческий календарь. / Сост. Некрылова А. Ф.. Челябинск 1996. 13.Масленица : Методическое пособие. Серия: Детский фольклор. Вып. 2 / Сост. Казанцева М. Г. . Екатеринбург, 1997. 14.Науменко Г. М. «Русские народные детские песни и сказки с напевами. М, 2001. 15.Пацей Т. А., Цветкова О. В. «Рождественский праздник в детском саду». СПб, 2000. 16.Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: Методическое пособие / Сост. Якубовская Е. И., Еремина Н. В., Иванищенко Л. Н.. СПб, 2007. 17.Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. «Летние праздники, игры, забавы для детей». М, 2001. 18.Поют дети / Сост. Краснопевцева Е. А.. М, 1989. 19.Праздник Рождества: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования / Сост. Казанцева М.Г., Кириллова И.Г.. Екатеринбург, 2006. 20.«Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников. Часть 2. Методическое пособие / Сост. Якубовская Е. И., Еремина Н. В., Иванищенко Л. И. СПб, 2008. 21.Рокитянская Т. А. «Воспитание звуком»: музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. Ярославль. 2002. 22.Российский этнографический музей - детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2001. 19 23.Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба …». СПб, 2004. 24.Традиционная культура и мир детства / Сост. Успенская Н. Екатеринбург 2008. 25.Хрестоматия сибирской народной песни. / Сост. Байтуганов В., Мартынова Т.. Новосибирск, 2001. 26.Яртова Л. А. «Рождественские посиделки»: Сценарий для проведения святочного праздника. М, 2004. 3.3.Календарный учебный график Календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса по реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности Театральная студия «Живая старина» (Музыкально-игровой фольклор Урала) для детей дошкольного возраста (4-7 лет) в 2022 – 2023 учебном году. Календарный учебный график учитывает в полном объёме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Образовательный процесс по реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) для детей дошкольного возраста (4-7 лет) осуществляется в четырех группах: 1 – средняя группа, 2 – старших группы, 2 – подготовительных группы. Учебный год начинается 01 сентября 2021 года, заканчивается – 31 мая 2022 года. Продолжительность учебной недели – 5 дней, продолжительность учебного года – 36 недель. В летний оздоровительный период (с 01.06.2022 г. по 31.08.2022г.) образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) для детей дошкольного возраста (4-7 лет) не осуществляется. Образовательная деятельность в форме занятий проводится 2 раза в неделю начиная со средней группы. Время на НОД определяется в соответствии с СанПиНом: средняя группа – 20 мин., старшая группа – 25 минут; подготовительная к школе группа – 30 минут. Кроме непрерывной образовательной деятельности в течение года планируются и проводятся контрольные (4 неделя октября, 4 неделя февраля, 4 неделя апреля) и итоговые (2 неделя декабря, 2 неделя мая) занятия. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) для детей дошкольного возраста (4-7 лет) осуществляется в ходе контрольных и итоговых занятий. Календарный учебный график обсуждается и принимается Педагогическим советом, утверждается приказом заведующего до начала учебного года. Все изменения, вносимые в календарный учебный график, утверждаются приказом заведующего и доводятся до всех участников образовательного процесса. Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке несёт ответственность за реализацию в полном объёме образовательной программы дополнительного образования в соответствии с календарным учебным графиком. 20 Содержание Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная группа (6-7 лет) Количество возрастных групп Начало учебного года Конец учебного года Продолжительность учебного года Продолжительность дополнительного занятия 1 1 2 19.09.2022 г. 19.09.2022 г. 19.09.2022 г. 31.05.2023 г. 31.05.2023 г. 31.05.2023 г. 34 недели 34 недели 34 недели 20 мин. 25 мин. 30 мин. 3.4.Учебный план Направленнос ть программы/ название ФИО педагога Художественно -эстетическая Театральная студия «Живая старина» Паркулаб Валентина Александровна, высшее педагогическое Итого в месяц Возрастная группа 2 младша я группа Средняя группа Старшая группа Подгот.групп а - 2/20 мин. 2/25 мин. 2\30 мин. 8/160 мин. 64/144 0 мин. 8/200 мин. 64/160 0 мин. 8/240 мин. Итого в год 64/1920 мин. 3.5.Расписание занятий Занятия с детьми всех возрастных групп проводятся 2 раза в неделю по группам. Занятия проводятся во вторую половину дня вне образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Время, отведенное на непрерывную образовательную деятельность - занятия, соответствует возрасту воспитанников и СанПиНам: средняя группа (4-5 лет) – 20 минут, старшая группа (5-6 лет) – 25 минут; подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 30 минут. Услуга Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой фольклор Урала) Дни недели Вторник 15.00. – 15.20. средняя группа Пятница 15.00. – 15.20. средняя группа 15.30. – 15.55. старшие группы 15.30. – 15.55. старшие группы 16.30. – 17.00. 16.30. – 17.00. 21 подготовительные группы подготовительные группы 3.6.Оценочные материалы Для достижения обучающимися планируемых результатов используются следующие методы диагностики: 1) Педагогическое наблюдение 2) Диагностическая карта 3) Выступления в концертных мероприятиях, на конкурсах и фестивалях 4) Участие в народных праздниках. Оценка знаний, навыков и умений осуществляется по трём уровням. Низкий уровень 3 балла («удовлетворительно») – воспитанник овладел менее 1\2 объёма теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой. Средний уровень 4 балла («хорошо») – воспитанник овладел не менее ½ объема теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой. Высокий уровень 5 баллов («отлично») - воспитанник показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками. Оценочный инструментарий более подробно представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 2 Способы проверки результатов освоения программы: Название и время проведения Входной контроль в начале года Итоговый контроль в конце учебного года Цель проведения Определение уровня развития детей, их творческих способностей. Определить изменение уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов. Формы контроля Педагогическое наблюдение. Диагностическая карта. Отчётный концерт. Открытый урок. Диагностическая карта. 22 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе Знания о жанрах 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1. 2. Результаты оцениваются по 3 бальной системе: 3 – отлично 2 - хорошо 1 – удовлетворительно Уровень подготовки учащихся Баллы Уровень 21-27 15-20 9-14 высокий средний низкий 23 баллов Количество я подготовка Знания о праздниках Специальные знания Чувство ритма Навыки ансамблевого пения Творческий подход Выразительность Мелодическая память Чувство ритма Музыкальный слух Имя я подготовка Практическа № Фамилия Учебный год Теоретическа Группа: Вокальные данные Год обучения: Имя 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 Предметные Метапредметные Личностные результаты результаты результаты 3 ориентация Индивидуальный результат этическая Нравственно- Органе спос-ти Интерес к НК подготовка Практическая подготовка Группа Теоретическая. подготовка Практическая подготовка Фамилия Теоретическая. Год обучения Возраст № п/п Карта индивидуального развития обучающегося Учебный год 1. 2. 24