ДОП художественной направленности Танцующие малыши для детей дошкольного возраста (4-5 лет)

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.1.1.Цель и задачи реализации дополнительной общеразвивающий программы
художественной направленности «Танцующие малыши»
1.1.2.Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей
программы художественной направленности «Танцующие малыши»
1.1.3.Значимые характеристики для разработки дополнительной общеразвивающей
программы художественной направленности «Танцующие малыши»
1.2.Планируемые результаты
освоения дополнительной общеразвивающей
программы художественной направленности «Танцующие малыши» для детей
среднего дошкольного возраста
2.Содержательный раздел
2.1.Направленность дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Танцующие малыши» для детей среднего дошкольного возраста
2.2.Организационно-педагогические условия по реализации дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности «Танцующие
малыши» для детей среднего дошкольного возраста
2.3.Организация взаимодействия с родителями
3.Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение
3.2.Методическое обеспечение
3.3.Модель образовательной деятельности
3.3.1. Календарный учебный график
3.3.2.Расписание занятий
3.4.Оценочные материалы

2

1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Одним из направлений эстетического воспитания является хореографическое
искусство. Хореография имеет огромное значение для эстетического и физического
развития детей. Хореографическое искусство формирует потребность к творческой
преобразовательной деятельности. Важно научить каждого ребенка не только понимать
хореографический язык, но и пользоваться им для самовыражения.
Педагогическая целесообразность.
На занятиях по хореографии происходит непосредственное и всестороннее обучение
ребенка на основе гармоничного сочетания танцевального, физического и
интеллектуального развития. Дети получают возможность самовыражения через танец,
через изображение различных животных, растений подобно тому, как наши древние
предки в ритуальных танцах выражали чувства, мысли, образы, и освобождались от
страха. В танцевальном зале дети имеют возможность выражать и изображать задуманное,
исходя из собственных впечатлений, отбрасывая сложившиеся стереотипы.
Раскрепощение ДУШИ через движение ТЕЛА.
Разум ребенка это волшебная палочка, при помощи которой мы, педагогиволшебники просто обязаны открыть для ребенка этот удивительный и по-настоящему
сказочный мир искусства! Будь то литература, ИЗО, музыка или ТАНЕЦ.
Новизна.
В основе этой программы лежит обучение музыкально-ритмическим движениям
простыми, но вместе с тем разнообразными движениями (имитационные, танцевальные,
общеразвивающие и т.д.). использование креативных методик (игропластика, партерная
гимнастика) и инновационных направлений (пальчиковая гимнастика, самомассаж, йога
для малышей).
Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№ 322 (далее – Учреждения) представлена как дополнительная общеразвивающая
программа художественной направленности «Танцующие малыши» (далее – Программа).
Программа составлена с учетом современных требований и нормативно-правовых
документов разного уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
- приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. №
373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
- санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного санитарного врача от 28.09.2020 г № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением Главного санитарного врача от 28.01.2021 г. № 2;
- Уставом МБДОУ детского сада № 322.
Программа является составительской, разработана на основе учебно-методических
комплексов и пособий: технологией по ритмической пластике для детей «Ритмическая
мозаика» А.И. Бурениной, дополнительной программой по хореографии для детей
дошкольного возраста «Прекрасный мир танца» О.Н.Калининой.
Программа разработана для детей дошкольного возраста (4 – 5 лет).
3

Программа осуществляется на русском языке.
Цель и задачи реализации дополнительной общеразвивающей
программы художественной направленности «Танцующие малыши»
Цель программы – приобщение детей к танцевальному искусству, способствование
эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привитие детям основных
навыков умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту.
Выявление
и раскрытие творческих способностей дошкольников
посредством
хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные
- учить детей танцевальным движениям;
- формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их
танцевальными движениями;
- формировать пластику, культуру движения, их выразительность;
- формировать умение ориентироваться в пространстве;
- формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные
- развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;
- формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в
современном обществе;
- формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;
- создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие
- развивать творческие способности детей;
- развить музыкальный слух и чувство ритма;
- развить воображение, фантазию.
1.1.1

Принципы
и
подходы
к
формированию
дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Танцующие малыши».
Программа составлена с учетом следующих принципов:
- принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда ребенок проявляет
познавательную и двигательную активность;
- принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение
навыков и умений в определенном порядке, системе;
- принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень
усвоения музыки и движений;
- принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий
совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкально-двигательной
деятельности, их органическую взаимосвязь.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Танцующие малыши» предназначена для обучения детей среднего дошкольного возраста
и рассчитана на 1 год.
1.1.2

1.1.3

Значимые характеристики для разработки
общеразвивающей программы художественной
«Танцующие малыши»

дополнительной
направленности

К пяти годам дети в хореографической деятельности эмоциональны. Они
откликаются на произведения музыкального искусства, в которых с помощью образных
средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных
4

персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать образы и понимать
движения. В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по
координации движения. Возрастает способность к восприятию тонких оттенков
музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
1.2

Планируемые результаты освоения воспитанниками дополнительной
общеразвивающей
программы
художественной
направленности
«Танцующие малыши»

- дети танцуют под музыку, передавая в движениях, пластике характер музыки, игровой
образ;
- умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в
различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший
ритмический рисунок;
- умеют ставить ногу на носок и на пятку;
- умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, кружение
по одному и в парах;
- знают основные танцевальные позиции рук и ног;
- умеют выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, специальные
задания), используют разнообразные движения в импровизации под музыку.

2.Содержательный раздел
2.1.Направленность дополнительной общеразвивающей программы
художественной «Танцующие малыши» для детей 4 – 5 лет
Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного
возраста «Танцующие малыши» имеет художественную направленность.
2.2. Организационно-педагогические условия по реализации дополнительной
общеразвивающей
программы
художественной
направленности
«Танцующие малыши» для детей среднего дошкольного возраста
Программа реализуется за рамками основной общеобразовательной программы
МБДОУ детского сада № 322.
В программе представлены различные разделы, все разделы программы объединяет
игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному
процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения
упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления,
воображения и творческих способностей ребёнка.
Программа рассчитана на 68 учебных часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в
первую половину дня. Основной формой работы с детьми являются групповые занятия.
С целью сохранения здоровья и, исходя из программных требований
продолжительность занятия, соответствует возрасту детей и составляет 20 минут.
Организация образовательного процесса в рамках реализации программного
содержания дополнительной общеразвивающей программы предполагает наличие
специально организованных условий, а именно зала и может организовываться только
педагогическим работником , имеющим необходимую специальность (квалификацию) по
данному направлению образовательной деятельности.

5

Структура занятия по хореографии – общепринятая. Каждое занятие состоит из трёх
частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие – это единое
целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
I.Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части
сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический
и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие
упражнения); ритмика; музыкально – подвижные игры; танцы (танцевальные шаги,
элементы хореографии, ритмические танцы); музыкально- ритмическая композиция.
II. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные
задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части
даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят:
ритмические и бальные танцы, гимнастика.
III. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются
упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая
гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Методы работы:
- словесный (объяснение, замечание, беседы, теоретическая подготовка);
- наглядный (личный показ педагога, демонстрации наглядного материала, ИКТ);
- метод аналогий (импровизация ,образ, поза, двигательная имитация, как аналогия с
животным и растительным миром);
- игровой (основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста
является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей
дошкольного возраста);
- практический (выполнение движений, комбинаций, повторение и закрепление
пройденного материала).
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированная технология, реализуется через психологическую
поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого уважения к личности
ребенка, учете особенностей его индивидуального развития , отношения к нему как к
сознательному, полноправному участнику образовательного процесса;
- игровая технология реализуется через различные виды игр.
Разделы программы.
1. Раздел «Игротанцы» направлен на формирование у воспитанников танцевальных
движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое
воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят:
танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений.
1.1 Хореографические упражнения: «Хлопки», «покачивания», «кружения», свободные,
плавные движения руками, полуприседания, полное приседание, притопы, «фонарики»
галоп, держимся в паре («лодочки»), ходьба вперед и, пятясь, назад, бег, прыжки на месте.
1.2 Танцевальные шаги: марш, шаги на полупальцах, шаги на пятках выставление ноги на
носок и на пятку.
1.3 Танцы с атрибутами: танец с погремушками, танец с цветочками, танец сидя, танец
утят, пляска с куклами, пляска с платочками.
1.4 Общие танцы: «Приседай», «Ай,да», новогодний хоровод, «Маленькая полечка»,
«Кузнечик», «Веселая пляска»
2. Раздел «Креативная партерная гимнастика» основывается на нетрадиционной методике
развития мышечной силы и гибкости. Здесь используется элементы и упражнения детской
йоги, выполняемые в игровой форме.
2.1 Музыкально-творческие задания. «Дождик», «Большие и маленькие дома», «Лодка»,
«Велосипед», «Фасолинки», «Неваляшка».

6

2.2Специальный комплекс упражнений: «Тянем спинки», «Массажируем животик»,
«Змея», «Кошка», «Собака», «Лягушка», «Тигр», «Лодочка», «Гребля», «Летающие
карапузы».
2.3. Релаксационные упражнения «Снеговик», «Бабочки», «Лифт», «Спим».
3. Раздел « Пальчиковая гимнастика» включает в себя упражнения, превращающие
учебный процесс в увлекательную игру, которая не только обогащает внутренний мир
ребенка, но и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления и
развивает фантазию малыша. Этот раздел служит основой для развития ручной умелости,
мелкой моторики и координации движений рук.
3.1 Общеразвивающие упражнения для пальчиков: «Семья», «Здравствуй,это я»,
«Пианино», «Комарики».
3.2 Игры-потешки: «Снеговик», «Мышки», «Ладушки», «Сорока,сорока».
3.3 Выполнение фигурок из пальцев. «Дом», «Ворота», «Забор», «Бинокль», «Лодочка»,
«Цепочка».
4. Раздел «Игровой самомассаж» включает в себя упражнения самомассажа в игровой
форме, от которых дети получают радость и хорошее настроение. Они способствуют
формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык
собственного оздоровления. Раздел является основой закаливания и оздоровления
детского организма.
4.1 Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме. «Поколоти», «Поезд»,
«Утюжки», «Кошечка», «Ветерок», «Обжорики», «Стряхни пыль», «Устали наши ножки».
5. Раздел «музыкально-подвижные игры»
содержит
упражнения, применяемые
практически на всех уроках и являются ведущим видом деятельности детей раннего
возраста. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения,
ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной
цели при проведении занятий
по танцевально-игровой деятельности.
5.1 Музыкально-подвижные игры по ритмике: «Есть у киски», «Прятки», «Ой, летали
птички», «Поезд», «Догонялки», «Подружились», «Громче-тише».
5.2 Сюжетно-ролевые игры: «Разбуди куклу», «Сварим суп», «Зайчишка трусишка»,
«Солнышко», «Два человека».
Тематический план

7

№
п/п

Раздел
Элементы
хореографии

Содержание разделов
●

●

●

1

●
●

2

Образноигровые
упражнения

●

●

●

3

Строевые
упражнения

●

●
●

●

●

4

Танцевальноритмическая
гимнастика

●
●
●

танцевальные
позиции ног: I, II,
III;
танцевальные
позиции рук (подг.,
I, II, III);
выставление ноги
на носок, пятку в
разных
направлениях;
полуприседы;
комбинации
хореографических
упражнений.
ходьба: бодрая,
спокойная, на
носках, на пятках,
вперед и назад
спиной, высокий
шаг в разном темпе
и ритме, ходьба на
четвереньках;
бег – легкий,
широкий (волк),
острый;
прыжковые
движения с
продвижением
вперед, прямой
галоп, поскоки
построение в
шеренгу и в
колонну;
перестроение в
круг;
бег по кругу и по
ориентирам
«змейкой»;
перестроение из
одной шеренги в
несколько;
перестроение
«расческа».
танцевальные
движения
-общеразвивающие
упражнения
образнотанцевальные
композиции (из

Игры и упражнения
●
●
●
●
●
●
●
●

●
●
●
●
●
●
●
●
●
●

«Балет»,
«Рисуем солнышко на
песке»,
«Цветочек»,
«Лебеди»,
«Совы»,
«Ветер и деревья»,
«Пружинка»,
поклон «Приветствие».

«Медведи и
медвежата»,
«Пингвины»,
«Раки» (спиной назад),
«Гуси и гусеницы»,
«Слоны»,
«Бежим по горячему
песку» (острый бег),
«Зайцы»,
«Белки» (прыжки и
поскоки),
«Лягушата»,
«Лошадки» (прямой
галоп).

«Солдаты»,
«Матрешки на полке»,
«Звери в клетках»,
«Хоровод»,
«Хитрая лиса»,
«У каждого свой
домик»,
● «Поздороваемся»,
● «Поменяемся
местами».

Количество
часов

6

7

●
●
●
●
●
●

●
●
●
●

«Чебурашка»
«Я на солнышке лежу»,
«Петрушки»,
«Куклы»,

6

6

8

5

Игропластика

●

●
●
●
●

6

Музыкальноподвижные
игры

●

●

●
●

7

Дыхательная
гимнастика

ранее разученных
движений).
группировка в
положении лежа и
сидя;
перекаты впередназад;
сед ноги врозь
широко;
растяжка ног;
упражнения для
развития
мышечной силы и
гибкости в
образных и
игровых
двигательных
действиях.
игры на
определение
динамики
музыкального
произведения;
игры для развития
ритма и
музыкального
слуха;
подвижные игры;
игры-превращения;

9

Пальчиковая
гимнастика

Игровой
самомассаж

«Камушки»,
«Кочки»,
«Улитка»,
«Побежали пальчики»,
«Яблочко»,
«Бревнышко»,
«Бабочка».
«Верблюд»,
«Корзинка»,
«Змеи»,
«Пантеры»,
«Рыбка»,
«Бегемоты».

●
●

«Карлики и великаны»,
«Круг, колонна,
шеренга»,
«Автомобили»,
«Воробьи и журавли»,
«Поздороваемся»,
«Собачка в конуре»,
«Ракета»;
«Соседи»;
«Шапочка».

●
●
●
●
●
●
●

упражнения,
способствующие
формированию различных
типов дыхания:

●
●
●
●

дыхание с
задержкой;
● грудное дыхание;
● брюшное дыхание;
● смешанное
дыхание;
упражнения для развития:

●
●
●
●
●

●

8

●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●

●
●
●

ручной умелости;
мелкой моторики;
координации
движений рук;

●

поглаживание рук
и ног в образно-

●
●
●
●
●
●
●

«Ветер»;
«Воздушный шар»;
«Насос»;
«Подышите одной
ноздрей»;
«Паровоз»;
«Гуси шипят»;
«Волны шипят»;
«Ныряние»;
«Подуем»;
«Мыртышки»;
«Бабушка кисель
варила»;
«Жук»;
«Паучок»;
«Чашка»;
«Червячок»
«Лепим лицо»;
Упругий живот»;

7

6

6

6

6
9

●

10

Игроритмика

●

●
●

●

11

Креативная
гимнастика

●

игровой форме;
поглаживание
отдельных частей
тела в
определённом
порядке в образноигровой форме;

●
●
●

хлопки и удары
ногой на каждый
счет и через счет;
только на 1-ый
счет;
выполнение
движений руками в
различном темпе;
различие динамики
звука «громкотихо».
упражнения,
направленные на
развитие выдумки;
воображения
творческой
инициативы.

●
●
●

«Ушки»;
«Ладошки»;
«Красивые руки»;
«Быстрые ноги»;

«Хлопушки»,
«Топотушки»,
«Лошадки бьют
копытом»,
● «Ловим комаров»,
● «Пушистые снежинки»

●
●
●
●
●

«Море волнуется раз»;
«Зеркало»;
«Угадай кто я»;
«Раз, два, три замри»,
«Ледяные фигуры»

Итого:

6

6

68
2.4 Организация взаимодействия с родителями воспитанников

Задачи сотрудничества с родителями воспитанников:
- установить партнерское взаимодействие с семьей каждого воспитанника в целях
объединения усилий по развитию и воспитанию детей;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их
уверенность в собственных педагогических возможностях;
- обогащать знания, практические умения родителей.
Содержание общения с родителями:
- о целях обучения;
- о специфических возможностях обучения;
- о специфике методических подходов;
- о результатах обучения.
Формы взаимодействия с родителями:
- анкетирование;
- оформление наглядной информации для родителей;
- выступления на родительских собраниях;
- индивидуальные консультации.

10

3.Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение
Музыкальный/физкультурный зал. Паркетный пол. Пианино, ноутбук, CD-ROM и
USB-входом и выход на усилитель и колонки. Проектор и экран. Необходимы также
костюмы и обувь для выступления на праздниках и конкурсах. Форма и обувь для
обучающихся для работы в зале. Коврики.
Также такие атрибуты как обручи, палочки, тросточки, султанчики, листочки,
фонарики, зонты, мячики, верёвочные скакалки, флажки, маски.
3.2.Методическое обеспечение
1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000
2.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967 – 203 с.
3.Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном
учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006 – 72 с.
4.Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006 – 112 с.
5.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у
детей. –СПб.: Композитор, 2005 - 76 с.
6.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка- пресс,
2006 - 272 с.
7.Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4-5 лет – СПб.: Музыкальная палитра,
2006 – 44 с.
8.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для
детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006 -352 с.
3.3.Модель образовательной деятельности
3.3.1 Календарный учебный график
Содержание
Количество возрастных групп
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной неделе
Продолжительность занятия
Праздничные дни

Средняя группа (4 – 5 лет)
1
19.09.2022
31.05.2023
34 недели
5 дней
20 мин.
4.11.2022 День народного
единства
31.12.2022-08.01.2023 Новый год
и Рождество
23,,24.02.2023 День Защитника
Отечества
08.03.2023 8 Марта
01.05.2023 Праздник весны и
труда
8,9.05.2023 День Победы

11

3.3.2 Расписание занятий
Услуга
Понедельник
Танцующие
малыши

Вторник

9.00. – 9.20.

Дни недели
Среда

Четверг

Пятница

9.00. – 9.20.

3.3.Оценочные материалы
Карта мониторинга
№
п/п

Ф.И.ребенка

танцует
под
музыку,
передавая в
движениях,
пластике
характер
музыки,
игровой
образ

выполняет
простейшие
построения и
перестроения,
ритмично
двигаться в
различных
музыкальных
темпах и
передает
хлопками и
притопами
простейший
ритмический
рисунок

умеет
ставить
ногу на
носок и
на
пятку

умеет
выполнять
танцевальные
движения:
прямой
галоп,
пружинка,
подскоки,
кружение по
одному и в
парах

знает
основные
танцевальные
позиции рук
и ног

умеет
выполнять
простейшие
двигательные
задания
(творческие
игры,
специальные
задания),
использует
разнообразные
движения в
импровизации
под музыку.

12

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».