Содержание I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….………...………...…….3 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы ……………………………………..……...………3 1.1.2. Принципы и подходы формирования рабочей программы ………….……..…..………..……..…..4 II. Содержательный раздел 2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»………………….……………...……………..……4 2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»………………………...........5 2.1.3. Направление «Психологическое консультирование» …..……..…………………………..…....….9 2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»…………………...….….10 III. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения…….……...10 3.2. Методическое обеспечение процесса психологического сопровождения…………………...…….11 2 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Программа психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ детский сад №322 детей ветеранов (участников) специальной военной операции разработана в целях оказания психолого-педагогической помощи воспитанников из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (далее – СВО). Срок реализации Программы составляет один учебный год. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность педагога-психолога: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федеральная образовательная программа (ФОП ДО); - Примерная рабочая программа воспитания для образовательных Организаций, реализующих образовательные программы Дошкольного образования от 1 июля 2021 № 2/21 - Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования); - Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»; - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования; - Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-5136/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»; Алгоритм сопровождения в дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования детей ветеранов (участников) специальной военной операции, обучающихся в соответствующих организациях, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической. Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы. Цель программы – психолого-педагогическое сопровождение воспитанников из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (далее – СВО). Задачи программы: 1. Создавать условия для сохранения физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с семей участников СВО посредством коррекционно-развивающих занятий; 3. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьям воспитанников и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей семей участников СВО; 4. Просвещать педагогов по особенностям взаимодействия с детьми семей участников СВО и их развитию в условиях общеразвивающей группы. Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы: - реализация коррекционно-развивающих мероприятий; - учет особенностей развития каждого ребенка; - предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций; - создание условий по охране и укреплению здоровья детей; - формирование мотивационной готовности к обучению; наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности. 3 Реализация Программы осуществляется в четыре этапа: 1. Диагностический этап. Проведение индивидуальной психологической диагностики детей семей участников СВО, сбор анамнестических данных. 2. Организационно-методический этап. 3. Коррекционно-развивающий этап. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми семей участников СВО. 4. Заключительный этап. Проведение итоговой психологической диагностики. Подведение результатов психолого-педагогического сопровождения детей семей участников СВО. 1.1.2. Принципы построения работы с детьми семей участников СВО. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей семей участников СВО приобретают особую значимость. Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей ребенка и носят элементарный характер. Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окружающем мире любой ребенок получает в процессе предметно-практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях. Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны, ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. При этом следует понимать различия между учением дошкольника и учебной деятельностью школьника. Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Принцип последовательности и систематичности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка строится от простого к сложному, кроме того, при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутрипредметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину мира. Принцип прочности усвоения знаний. В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений. В образовательном процессе используются различные наглядные средства: предметные (реальные предметы и их копии - муляжи, макеты, куклы, игрушечные посуда, мебель, одежда, транспорт и т. д.), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы), условно-символические (знаки, схемы, символы, формулы). Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Индивидуальный подход предполагает создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и формирующегося характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и типологические особенности, свойственные данной категории детей. В работе с детьми семей участников СВО не менее актуален дифференцированный подход в условиях коллективного образовательного процесса, который обусловлен наличием вариативных индивидуально-типологических особенностей даже в рамках психологического состояния. 2.1.1. Направление «Психологическая диагностика». Цель: определение актуального психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО. Диагностика физиологического состояния, когнитивных процессов, психического состояния и поведенческого проявления. Объект Цель диагностики Методики Сроки деятельности Дети семей Определение уровня Экспресс-диагностика познавательной Сентябрь, май 4 участников СВО. когнитивных процессов. Изучение особенностей эмоционально волевой, мотивационной коммуникативной сфер личности сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко: 1 субтест: «Личностная готовность» (самооценка) 2 субтест: «Вырежи круг» (мелкая моторика рук) 3 субтест: «Домик» (внимание) 4 субтест: «10 слов» (память) 5 субтест: «Закончи предложение» (словесно-логическое мышление) 6 субтест: «4-й лишний» (мышление) 7 субтест: «Последовательные картинки» (мышление, речь) 8 субтест: «Найди недостающий» (логическое мышление) 9 субтест: «Рисунок человека» 10 субтест: «Разрезные картинки» (6 частей) (восприятие) 11 субтест: «На что это похоже?» (воображение) 12 субтест. «Запрещенные слова» (развитие произвольности) 13 субтест. «Графический диктант» (развитие произвольности). Наблюдение Сентябрь, май Беседа – Проективная методика «Роботы» Проективная методика «Барашек в банке» и Проективная методика «Моя семья» Техника «Продуктивность мозга». 2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция». Развивающие занятия начинаются после завершения диагностики в начале учебного года (октябрь), содержание деятельности определяется следующими программами: 1. Программа развития эмоционального интеллекта «Азбука эмоций» Дамзина К.А. 2. Программа развития познавательной сферы «Учиться легко» Дамзина К.А. Групповые занятия проводятся по программе развития эмоционального интеллекта «Азбука эмоций». Цель: создание условий для развития эмоционального интеллекта у детей. Задачи программы: 1. Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние; 2. Формировать умение выражать свои эмоции; 3. Распознавать эмоции других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; 4. Расширять представление о способах саморегуляции и релаксации; 5. Создать условия для овладения эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях; 6. Способствовать развитию социально- коммуникативных навыков ребёнка для успешной адаптации к школе. Планируемые результаты. Ребенок: 1. Понимает собственное эмоциональное состояние; 5 2. Умеет выражать свои эмоции; 3. Распознает эмоции других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; 4. Использует способы саморегуляции и релаксации; 5. Владеет эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях; 6. Успешно взаимодействует со сверстниками. Организация занятий: Количество занятий: 19 занятий. Периодичность: 1 раз в неделю. Срок реализации программы: 1 учебный год. Методы: - Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций, вызывающих разнообразные эмоции; - беседа; - упражнения на мышечную релаксацию; - сказкотерапия; - решение проблемных задач; - анализ своего опыта; - обсуждение пословиц и поговорок; - игры на развитие коммуникативных навыков; - игры, способствующие формированию уверенности в себе; - упражнения на саморегуляцию поведения; - упражнения на релаксацию. Методическое обеспечение программы: - картинки с разнообразием эмоций; - подборка терапевтических сказок из пособий «Лабиринт души» О.В. Хухлаева, «Практикум по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич- Истигнеева; - сказки для оценки эмоциональных состояний. В содержание программы интегрируются следующие образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. План деятельности Время Тема Цель проведения Введение Ознакомление с понятием «Эмоция» Октябрь Радость Ознакомление с эмоцией «Радость» Октябрь Грусть Ознакомление с эмоцией «Грусть» Ноябрь Жадность Ознакомление с эмоцией «Жадность» Ноябрь Зависть Ознакомление с эмоцией «Зависть» Ноябрь Зависть-2 Продолжение знакомства с эмоцией «Зависть» Ноябрь Благодарность Формирование знаний о понятии «Благодарность» Декабрь Злость Ознакомление с эмоцией «Злость» и способами контроля Декабрь Злость-2 Продолжение знакомства с эмоцией «Злость» Декабрь Страх Формирование умения справляться со страхом Январь Страх- 2 Продолжение знакомства с эмоцией «Страх» Январь Обида Ознакомление с эмоцией «Обида» Январь Стыд Ознакомление с эмоцией «Стыд» Февраль Скромность и Ознакомление с эмоциями «Скромность и хвастовство» Февраль хвастовство Ссора Анализ эмоций, формирование представлений о «ссоре» и Февраль способах решения конфликтных ситуаций. Дружба Анализ эмоций, которые мы испытываем в дружбе. Февраль Лучший друг Формирование умения понимать эмоции своего лучшего друга Март Бережное Формирование знаний о том, что животные тоже умеют Март 6 отношение к животным Распознавание эмоций переживать эмоции. Формирование умения распознавания эмоций Групповые занятия проводятся по программе «Учиться легко». Цель: создание условий для развития познавательной сферы. Задачи: 1. Развивать познавательные процессы; 2. Формировать умение преодолевать трудности; 3. Формировать умение организовывать свою деятельность; 4. Развивать самостоятельность. Планируемые результаты. Ребенок: - имеет развитые познавательные процессы; - умеет преодолевать трудности; - умеет организовывать свою деятельность; - проявляет самостоятельность в деятельности. Количество занятий: 19. Периодичность: 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия: 25 минут. Срок реализации программы: 1 год. Методы: - Дидактические игры; - настольно-печатные игры; - задачи и упражнения; - коммуникативные игры. План деятельности Цель Средства Развитие мелкой - Собирание деревянных пазлов моторики - пальчиковая гимнастика - конструктор; - «Волшебный мешочек»; - штрихование; - обвести по пунктирным линиям и раскрасить; - шнуровка ботинок или ежика с фруктами - графический диктант; - массажный мяч; - Су-Джок. Развитие - Кубики Никитина словесно- квадраты Никитина; логического - белое пространство с деревянными фигурами; мышления - Коломбово яйцо; - дроби Никитина; - блоки Дьенеша; - геоборд; - досочки Сегена; - деревянные пазлы; - палочки Кьюизенера; - игра «Панорама»; - игра «Заколдованные тропинки»; - игра «Собрать по картинке»; - «Зашифрованное слово»; 7 Март Развитие внимание Развитие слуховой памяти Развитие зрительной памяти Развитие воображения Развитие зрительного восприятия Развитие слухового восприятия Развитие тактильного восприятия - «Закончи предложение»; - «Последовательность картинок»; - «Найди недостающее» - «Найди лишнее слово» - «4-й лишний» и т.д. - собери по образцу; - «Что изменилось?»; - «Найди отличие»; - «Найди одинаковые»; - настольная игра «Веселый, грустный, злой»; - «Расставь знаки по образцу»; - собери пирамиду; - «Запрещенное слово»; - «Не пропусти слово»; - игра «Обратный отсчет»; - игра «Собери башню»; - игра «Балансир «Кит». - «Перескажи рассказ» - заучивание стихотворений - «Цепочка слов» - «Пары слов» - «Повтори и продолжи» - «Что изменилось» - ответь на вопросы с рассказа - игра «Найти пару» - «Что было изображено на картинке» - «Что запомнил» - «Чего не стало» - «Назови недостающий предмет у пары» - «Какие появились новые предметы» - «На что похоже» - «Продолжи рассказ» - «Сочини рассказ» - «Незаконченный рисунок» - «Так не бывает» - «Новое назначение предмета» - Друдлы - игра «Лабиринт» - Пазлы - Разрезные картинки - Коломбово яйцо - «Собери по образцу» - квадраты Никитина - кубики Никитина - блоки Дьенеша; - «Скажи, что ты слышишь?» - «Кто хлопнул в ладоши?» - «Угадай, чей голос» - «Запомни слова» - «сверху- снизу-справа-слева» - «Волшебный мешочек» - «Рисунки на спине и на ладонях» - «Разложи палочки разных размеров» с палочками Кьюизенера 8 Развитие межполушарных связей Развитие пространственновременных отношений - Узнай блок Дьенеша - Рисование двумя руками; - Зеркальное рисование; - Упражнение «Кулак-ребро- ладонь»; - Игра «Попробуй повтори». - Рассказы о временах года; - Игра «Времена суток»; - Игра «Попробуй повтори» - Пересказывание рассказов и ответы на вопросы; - Наблюдение за природой: - Просмотр иллюстраций о временах года; - «Что ты делаешь в разные части суток?» - Упражнение «Зеркало». 2.1.3. Направление «Психологическое консультирование». Цель: оказание помощи педагогам и родителям (законным представителям) по проблемам межличностных отношений в образовательном пространстве, в том числе и детско-родительских отношений, оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации образовательных программ. Проблема Содержание психологической помощи Консультирование по Развитие познавательной активности, любознательности, проблемам трудностей в наблюдательности, рассуждений. Детские вопросы как форма воспитании и развитии. познавательной активности. Приемы повышения работоспособности, тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учет детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об окружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации деятельности и т.д. Консультирование по Стили воспитания. Техники. Определение оптимальных требований к проблемам детско- ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных родительских ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами взаимоотношений семьи, в том числе с братьями и сестрами. Консультирование по Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в проблемам конфликтных ситуациях. Приемы саморегуляции психоэмоциональных межличностного состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приемы взаимодействия в продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям. образовательном процессе. Консультирование по Психологические условия успешной адаптации. Преодоление проблемам адаптации/ негативного отношения к детскому саду, страха разных видов дезадаптации детей. деятельности, неуверенности.. Проблемы популярных и изолированных дошкольников. Необоснованные претензии на лидерство как проявление дезадаптации. Преодоление у ребенка высокой тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником. Консультирование по Формирование компонентов готовности к школе. Проявление кризиса 7 проблемам лет и выбор оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком в период психологической адаптации к школьному обучению. готовности ребенка к обучению в школе. 2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение». 9 Цель: предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей. Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем. Содействие педагогам в построении психологически безопасной среды выражается в следующем: - оптимальное конструирование развивающего пространства; -развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте; - создание в ДОУ благоприятного психологического климата; - профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ; - психологический анализ занятий. Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога- психолога по повышению психологической компетенции воспитателей и родителей, что рассматривается как средство профилактики. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей, воспитателей, администрации, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с гармонизацией эмоционального состояния семьи. Для воспитателей – реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Сотрудничество с родителями: - индивидуальное консультирование; -информационный стенд, брошюры, памятки; - семинары-практикумы; - родительское собрание. III. Организационный раздел. 3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы. Рабочая зона специалиста 1. Письменный стол 2. Стул 3. Стеллаж для документации Коррекционно-развивающее пространство 1. Демонстрационный и раздаточные материалы для проведения индивидуальных и групповых занятий по программам; 2. набор деревянных пазлов; 3. набор мозаик из картона 4. настольно-печатные игры («Четвертый лишний», «Цвет, форма», «Собери цветок», «Азбука эмоций», «Сюжетные картинки», «Разрезные картинки» и т.д.) 5. Блоки «Дьенеша» 6. Квадраты Никитина (деревянные) 7. Кубики Никитина (деревянные) 8. Дроби Никитина (деревянные) 9. Коломбово Яйцо 10. Балансирующие блоки (пластмассовые) 11. Балансирующие блоки (деревянные) 12. Палочки Кьюизенера 10 4 шт. 8 шт. 1 шт. 8 шт. 3 шт. 1 шт. 2 шт. 2 шт. 2 шт 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Квадрат форм Деревянные пазлы с карточками Геоборд Игра-шнуровка «Ежик» Развивающая игра «Панорама» Магнитная книга «Геометрическая мозаика» Собери фигуру по картинке (деревянные детали) Досочки Сегена Домино 1 шт 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 3.2. Методическое обеспечение рабочей программы. № 1. Автор Немов Р.С. 2. Овчарова Р. В. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Название Психология образования Издательство М.:Прсвещений:Влад ос,1994 школьного М.:Просвещение,1993 Справочная книга психолога Рогов Е.И. Настольная книга практического М.:Владос,1995 психолога в образовании Овчарова Р.В. (электронная библиотека) М.: Издательский Практическая психология образования центр «Академия, 2003. Семаго (электронная библиотека) Теория и СПб.: Речь,2005 Н.Я.,Семаго практика оценки психического М.М. развития ребенка. Немов Р.С. Психология. Экспериментальная М.:Прсвещений:Влад педагогическая психология и ос,1995 психодиагностика. Хухлаева О.В «Тропинка к своему Я» М.: Генизис, 2009 А.Н. Веракса, «Практический психолог в детском Мозаика –Синтез, М.Ф. Гуторова саду» 2012 Куражева Цветик – семицветик. Программа Санкт-Петербург, Н.Ю., Вараева интеллектуального, эмоционального и 2011. Н.В., Тузаева волевого развития детей 6-7 лет А.С., Козлова И.А. (электронная библиотека) Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для СПб., Речь2006 (электронная детей с проблемами в развитии библиотека) Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений Книголюб М.,2008 (электронная у детей библиотека) ЛесинаС.В.,По Коррекционно-развивающие занятии. Волгоград.Учитель, пова Г.П., Комплекс мероприятий по развитию 2014 Снисаренко Т.Л воображения. Я занятия по снижению детской агрессии. Волгоград.Учит Психологическая помощь М.:- Книголюб ель, 2014 дошкольникам с ОНР Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги Волгоград: для педагогов. Воспитатель и ребенок: Учитель,2014 11 15. Денисова Н.Д. 16. Доценко Е.В. эффективное взаимодействие. Диагностика эмоциональноличностного развития дошкольников 3-7 лет Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. 12 Волгоград: Учитель,2013 Волгоград: Учитель,2015