Программа сопровождения детей ветеранов (участников) СВО

Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….………...………...…….3
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы ……………………………………..……...………3
1.1.2. Принципы и подходы формирования рабочей программы ………….……..…..………..……..…..4
II. Содержательный раздел
2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»………………….……………...……………..……4
2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»………………………...........5
2.1.3. Направление «Психологическое консультирование» …..……..…………………………..…....….9
2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»…………………...….….10
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения…….……...10
3.2. Методическое обеспечение процесса психологического сопровождения…………………...…….11

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном
учреждении МБДОУ детский сад №322 детей ветеранов (участников) специальной военной операции
разработана в целях оказания психолого-педагогической помощи воспитанников из числа семей
ветеранов (участников) специальной военной операции (далее – СВО).
Срок реализации Программы составляет один учебный год.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами,
регулирующими деятельность педагога-психолога:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральная образовательная программа (ФОП ДО);
- Примерная рабочая программа воспитания для образовательных Организаций, реализующих
образовательные программы Дошкольного образования от 1 июля 2021 № 2/21
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования);
- Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения
диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования;
- Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-5136/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к
школе»;
Алгоритм
сопровождения
в
дошкольных
образовательных,
общеобразовательных,
профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего
образования детей ветеранов (участников) специальной военной операции, обучающихся в
соответствующих организациях, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе
психологической.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных
и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка,
формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития,
развития инициативы и творческих способностей в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми,
а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы.
Цель программы – психолого-педагогическое сопровождение воспитанников из числа семей
ветеранов (участников) специальной военной операции (далее – СВО).
Задачи программы:
1. Создавать условия для сохранения физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
2. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с семей участников СВО
посредством коррекционно-развивающих занятий;
3. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьям воспитанников и повышать
компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей семей участников СВО;
4. Просвещать педагогов по особенностям взаимодействия с детьми семей участников СВО и
их развитию в условиях общеразвивающей группы.
Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:
- реализация коррекционно-развивающих мероприятий;
- учет особенностей развития каждого ребенка;
- предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;
- создание условий по охране и укреплению здоровья детей;
- формирование мотивационной готовности к обучению;
наличие
оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии
отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности.
3

Реализация Программы осуществляется в четыре этапа:
1. Диагностический этап. Проведение индивидуальной психологической диагностики детей
семей участников СВО, сбор анамнестических данных.
2. Организационно-методический этап.
3. Коррекционно-развивающий этап. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с
детьми семей участников СВО.
4. Заключительный этап. Проведение итоговой психологической диагностики. Подведение
результатов психолого-педагогического сопровождения детей семей участников СВО.
1.1.2. Принципы построения работы с детьми семей участников СВО.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей
семей участников СВО приобретают особую значимость.
Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям,
даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей ребенка и носят
элементарный характер.
Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окружающем мире любой ребенок
получает в процессе предметно-практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает и
систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях.
Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют
собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего
воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны, ребенок сам активно
участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. При
этом следует понимать различия между учением дошкольника и учебной деятельностью школьника.
Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей
детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них.
Принцип последовательности и систематичности. Учет этого принципа позволяет
сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка
строится от простого к сложному, кроме того, при разработке программного содержания
предусматриваются и реализуются внутрипредметные и межпредметные связи, что позволяет
сформировать в сознании ребенка целостную картину мира.
Принцип прочности усвоения знаний. В процессе обучения необходимо добиться прочного
усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу
Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное
восприятие предметов и явлений. В образовательном процессе используются различные наглядные
средства: предметные (реальные предметы и их копии - муляжи, макеты, куклы, игрушечные
посуда, мебель, одежда, транспорт и т. д.), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы),
условно-символические (знаки, схемы, символы, формулы).
Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Индивидуальный подход
предполагает создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности
каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и формирующегося
характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний,
умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы
и др.), так и типологические особенности, свойственные данной категории детей.
В работе с детьми семей участников СВО не менее актуален дифференцированный подход в
условиях коллективного образовательного процесса, который обусловлен наличием вариативных
индивидуально-типологических особенностей даже в рамках психологического состояния.
2.1.1. Направление «Психологическая диагностика».
Цель: определение актуального психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО.
Диагностика физиологического состояния, когнитивных процессов, психического состояния и
поведенческого проявления.
Объект
Цель диагностики
Методики
Сроки
деятельности
Дети
семей Определение уровня Экспресс-диагностика
познавательной Сентябрь, май
4

участников
СВО.

когнитивных
процессов.

Изучение
особенностей
эмоционально
волевой,
мотивационной
коммуникативной
сфер личности

сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко:
1 субтест: «Личностная готовность»
(самооценка)
2 субтест: «Вырежи круг» (мелкая моторика
рук)
3 субтест: «Домик» (внимание)
4 субтест: «10 слов» (память)
5
субтест:
«Закончи
предложение»
(словесно-логическое мышление)
6 субтест: «4-й лишний» (мышление)
7 субтест: «Последовательные картинки»
(мышление, речь)
8
субтест:
«Найди
недостающий»
(логическое мышление)
9 субтест: «Рисунок человека»
10 субтест: «Разрезные картинки» (6
частей) (восприятие)
11 субтест: «На что это похоже?»
(воображение)
12 субтест. «Запрещенные слова» (развитие
произвольности)
13 субтест.
«Графический
диктант»
(развитие произвольности).
Наблюдение
Сентябрь, май
Беседа
– Проективная методика «Роботы»
Проективная методика «Барашек в банке»
и Проективная методика «Моя семья»
Техника «Продуктивность мозга».

2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция».
Развивающие занятия начинаются после завершения диагностики в начале учебного года (октябрь),
содержание деятельности определяется следующими программами:
1. Программа развития эмоционального интеллекта «Азбука эмоций» Дамзина К.А.
2. Программа развития познавательной сферы «Учиться легко» Дамзина К.А.
Групповые занятия проводятся по программе развития эмоционального интеллекта «Азбука
эмоций».
Цель: создание условий для развития эмоционального интеллекта у детей.
Задачи программы:
1. Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние;
2. Формировать умение выражать свои эмоции;
3. Распознавать эмоции других людей через мимику, жесты, выразительные движения,
интонации;
4. Расширять представление о способах саморегуляции и релаксации;
5. Создать условия для овладения эффективными способами поведения в сложных
коммуникативных ситуациях;
6. Способствовать развитию социально- коммуникативных навыков ребёнка для успешной
адаптации к школе.
Планируемые результаты.
Ребенок:
1. Понимает собственное эмоциональное состояние;
5

2. Умеет выражать свои эмоции;
3. Распознает эмоции других людей через мимику, жесты, выразительные движения,
интонации;
4. Использует способы саморегуляции и релаксации;
5. Владеет эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях;
6. Успешно взаимодействует со сверстниками.
Организация занятий:
Количество занятий: 19 занятий.
Периодичность: 1 раз в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Методы:
- Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций, вызывающих разнообразные эмоции;
- беседа;
- упражнения на мышечную релаксацию;
- сказкотерапия;
- решение проблемных задач;
- анализ своего опыта;
- обсуждение пословиц и поговорок;
- игры на развитие коммуникативных навыков;
- игры, способствующие формированию уверенности в себе;
- упражнения на саморегуляцию поведения;
- упражнения на релаксацию.
Методическое обеспечение программы:
- картинки с разнообразием эмоций;
- подборка терапевтических сказок из пособий «Лабиринт души» О.В. Хухлаева, «Практикум
по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич- Истигнеева;
- сказки для оценки эмоциональных состояний.
В содержание программы интегрируются следующие образовательные области: физическое
развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
План деятельности
Время
Тема
Цель
проведения
Введение
Ознакомление с понятием «Эмоция»
Октябрь
Радость
Ознакомление с эмоцией «Радость»
Октябрь
Грусть
Ознакомление с эмоцией «Грусть»
Ноябрь
Жадность
Ознакомление с эмоцией «Жадность»
Ноябрь
Зависть
Ознакомление с эмоцией «Зависть»
Ноябрь
Зависть-2
Продолжение знакомства с эмоцией «Зависть»
Ноябрь
Благодарность
Формирование знаний о понятии «Благодарность»
Декабрь
Злость
Ознакомление с эмоцией «Злость» и способами контроля
Декабрь
Злость-2
Продолжение знакомства с эмоцией «Злость»
Декабрь
Страх
Формирование умения справляться со страхом
Январь
Страх- 2
Продолжение знакомства с эмоцией «Страх»
Январь
Обида
Ознакомление с эмоцией «Обида»
Январь
Стыд
Ознакомление с эмоцией «Стыд»
Февраль
Скромность и
Ознакомление с эмоциями «Скромность и хвастовство»
Февраль
хвастовство
Ссора
Анализ эмоций, формирование представлений о «ссоре» и Февраль
способах решения конфликтных ситуаций.
Дружба
Анализ эмоций, которые мы испытываем в дружбе.
Февраль
Лучший друг
Формирование умения понимать эмоции своего лучшего друга
Март
Бережное
Формирование знаний о том, что животные тоже умеют
Март
6

отношение к
животным
Распознавание
эмоций

переживать эмоции.
Формирование умения распознавания эмоций

Групповые занятия проводятся по программе «Учиться легко».
Цель: создание условий для развития познавательной сферы.
Задачи:
1. Развивать познавательные процессы;
2. Формировать умение преодолевать трудности;
3. Формировать умение организовывать свою деятельность;
4. Развивать самостоятельность.
Планируемые результаты.
Ребенок:
- имеет развитые познавательные процессы;
- умеет преодолевать трудности;
- умеет организовывать свою деятельность;
- проявляет самостоятельность в деятельности.
Количество занятий: 19.
Периодичность: 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 25 минут.
Срок реализации программы: 1 год.
Методы:
- Дидактические игры;
- настольно-печатные игры;
- задачи и упражнения;
- коммуникативные игры.
План деятельности
Цель
Средства
Развитие мелкой
- Собирание деревянных пазлов
моторики
- пальчиковая гимнастика
- конструктор;
- «Волшебный мешочек»;
- штрихование;
- обвести по пунктирным линиям и раскрасить;
- шнуровка ботинок или ежика с фруктами
- графический диктант;
- массажный мяч;
- Су-Джок.
Развитие
- Кубики Никитина
словесно- квадраты Никитина;
логического
- белое пространство с деревянными фигурами;
мышления
- Коломбово яйцо;
- дроби Никитина;
- блоки Дьенеша;
- геоборд;
- досочки Сегена;
- деревянные пазлы;
- палочки Кьюизенера;
- игра «Панорама»;
- игра «Заколдованные тропинки»;
- игра «Собрать по картинке»;
- «Зашифрованное слово»;
7

Март

Развитие
внимание

Развитие
слуховой памяти

Развитие
зрительной
памяти

Развитие
воображения

Развитие
зрительного
восприятия

Развитие
слухового
восприятия
Развитие
тактильного
восприятия

- «Закончи предложение»;
- «Последовательность картинок»;
- «Найди недостающее»
- «Найди лишнее слово»
- «4-й лишний» и т.д.
- собери по образцу;
- «Что изменилось?»;
- «Найди отличие»;
- «Найди одинаковые»;
- настольная игра «Веселый, грустный, злой»;
- «Расставь знаки по образцу»;
- собери пирамиду;
- «Запрещенное слово»;
- «Не пропусти слово»;
- игра «Обратный отсчет»;
- игра «Собери башню»;
- игра «Балансир «Кит».
- «Перескажи рассказ»
- заучивание стихотворений
- «Цепочка слов»
- «Пары слов»
- «Повтори и продолжи»
- «Что изменилось»
- ответь на вопросы с рассказа
- игра «Найти пару»
- «Что было изображено на картинке»
- «Что запомнил»
- «Чего не стало»
- «Назови недостающий предмет у пары»
- «Какие появились новые предметы»
- «На что похоже»
- «Продолжи рассказ»
- «Сочини рассказ»
- «Незаконченный рисунок»
- «Так не бывает»
- «Новое назначение предмета»
- Друдлы
- игра «Лабиринт»
- Пазлы
- Разрезные картинки
- Коломбово яйцо
- «Собери по образцу»
- квадраты Никитина
- кубики Никитина
- блоки Дьенеша;
- «Скажи, что ты слышишь?»
- «Кто хлопнул в ладоши?»
- «Угадай, чей голос»
- «Запомни слова»
- «сверху- снизу-справа-слева»
- «Волшебный мешочек»
- «Рисунки на спине и на ладонях»
- «Разложи палочки разных размеров» с палочками Кьюизенера
8

Развитие
межполушарных
связей
Развитие
пространственновременных
отношений

- Узнай блок Дьенеша
- Рисование двумя руками;
- Зеркальное рисование;
- Упражнение «Кулак-ребро- ладонь»;
- Игра «Попробуй повтори».
- Рассказы о временах года;
- Игра «Времена суток»;
- Игра «Попробуй повтори»
- Пересказывание рассказов и ответы на вопросы;
- Наблюдение за природой:
- Просмотр иллюстраций о временах года;
- «Что ты делаешь в разные части суток?»
- Упражнение «Зеркало».

2.1.3. Направление «Психологическое консультирование».
Цель: оказание помощи педагогам и родителям (законным представителям) по проблемам
межличностных отношений в образовательном пространстве, в том числе и детско-родительских
отношений, оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им
психологической помощи при выстраивании и реализации образовательных программ.
Проблема
Содержание психологической помощи
Консультирование
по Развитие
познавательной
активности,
любознательности,
проблемам трудностей в наблюдательности, рассуждений. Детские вопросы как форма
воспитании и развитии.
познавательной активности. Приемы повышения работоспособности,
тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учет
детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об
окружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации
деятельности и т.д.
Консультирование
по Стили воспитания. Техники. Определение оптимальных требований к
проблемам
детско- ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных
родительских
ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами
взаимоотношений
семьи, в том числе с братьями и сестрами.
Консультирование
по Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в
проблемам
конфликтных ситуациях. Приемы саморегуляции психоэмоциональных
межличностного
состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приемы
взаимодействия
в продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям.
образовательном
процессе.
Консультирование
по Психологические
условия
успешной
адаптации.
Преодоление
проблемам
адаптации/ негативного отношения к детскому саду, страха разных видов
дезадаптации детей.
деятельности, неуверенности.. Проблемы популярных и изолированных
дошкольников. Необоснованные претензии на лидерство как проявление
дезадаптации. Преодоление у ребенка высокой тревожности, страхов,
агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм
поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к
общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником.
Консультирование
по Формирование компонентов готовности к школе. Проявление кризиса 7
проблемам
лет и выбор оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком в период
психологической
адаптации к школьному обучению.
готовности ребенка к
обучению в школе.
2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение».
9

Цель: предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении
личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса
психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Содействие педагогам в построении психологически безопасной среды выражается в
следующем:
- оптимальное конструирование развивающего пространства;
-развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
- создание в ДОУ благоприятного психологического климата;
- профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;
- психологический анализ занятий.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога- психолога по
повышению психологической компетенции воспитателей и родителей, что рассматривается как
средство профилактики.
Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей,
воспитателей, администрации, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных
вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с гармонизацией
эмоционального состояния семьи. Для воспитателей – реализация основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко
используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они
представлены стендовой информацией, распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и
упражнений, мини-тестов и анкет.
Сотрудничество с родителями:
- индивидуальное консультирование;
-информационный стенд, брошюры, памятки;
- семинары-практикумы;
- родительское собрание.
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы.
Рабочая зона специалиста
1.
Письменный стол
2.
Стул
3.
Стеллаж для документации
Коррекционно-развивающее пространство
1.
Демонстрационный
и
раздаточные материалы
для
проведения
индивидуальных и групповых занятий по программам;
2.
набор деревянных пазлов;
3.
набор мозаик из картона
4.
настольно-печатные игры («Четвертый лишний», «Цвет, форма», «Собери
цветок», «Азбука эмоций», «Сюжетные картинки», «Разрезные картинки» и
т.д.)
5.
Блоки «Дьенеша»
6.
Квадраты Никитина (деревянные)
7.
Кубики Никитина (деревянные)
8.
Дроби Никитина (деревянные)
9.
Коломбово Яйцо
10. Балансирующие блоки (пластмассовые)
11. Балансирующие блоки (деревянные)
12. Палочки Кьюизенера
10

4 шт.
8 шт.
1 шт.

8 шт.
3 шт.

1 шт.
2 шт.
2 шт.
2 шт
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Квадрат форм
Деревянные пазлы с карточками
Геоборд
Игра-шнуровка «Ежик»
Развивающая игра «Панорама»
Магнитная книга «Геометрическая мозаика»
Собери фигуру по картинке (деревянные детали)
Досочки Сегена
Домино

1 шт
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы.
№
1.

Автор
Немов Р.С.

2.

Овчарова Р. В.

3.
4.

5.

6.

7.
8.
9.

10.

11.

12.

13.
14.

Название
Психология образования

Издательство
М.:Прсвещений:Влад
ос,1994
школьного М.:Просвещение,1993

Справочная
книга
психолога
Рогов Е.И.
Настольная
книга
практического М.:Владос,1995
психолога в образовании
Овчарова Р.В.
(электронная
библиотека) М.:
Издательский
Практическая психология образования центр
«Академия,
2003.
Семаго
(электронная библиотека) Теория и СПб.: Речь,2005
Н.Я.,Семаго
практика
оценки
психического
М.М.
развития ребенка.
Немов Р.С.
Психология.
Экспериментальная М.:Прсвещений:Влад
педагогическая
психология
и ос,1995
психодиагностика.
Хухлаева О.В
«Тропинка к своему Я»
М.: Генизис, 2009
А.Н. Веракса, «Практический психолог в детском Мозаика
–Синтез,
М.Ф. Гуторова саду»
2012
Куражева
Цветик – семицветик. Программа Санкт-Петербург,
Н.Ю., Вараева интеллектуального, эмоционального и 2011.
Н.В., Тузаева волевого развития детей 6-7 лет
А.С., Козлова
И.А.
(электронная
библиотека)
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для СПб., Речь2006
(электронная
детей с проблемами в развитии
библиотека)
Царева
Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений Книголюб М.,2008
(электронная
у детей
библиотека)
ЛесинаС.В.,По Коррекционно-развивающие занятии. Волгоград.Учитель,
пова
Г.П., Комплекс мероприятий по развитию 2014
Снисаренко Т.Л воображения. Я занятия по снижению
детской агрессии.
Волгоград.Учит Психологическая
помощь М.:- Книголюб
ель, 2014
дошкольникам с ОНР
Шитова Е.В.
Практические семинары и тренинги Волгоград:
для педагогов. Воспитатель и ребенок: Учитель,2014
11

15.

Денисова Н.Д.

16.

Доценко Е.В.

эффективное взаимодействие.
Диагностика
эмоциональноличностного развития дошкольников
3-7 лет
Психодиагностика
детей
в
дошкольных учреждениях.

12

Волгоград:
Учитель,2013
Волгоград:
Учитель,2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».