2
СОДЕРЖАНИЕ
1
Пояснительная записка ………………………………………………………………
3
2
Цели и задачи реализации программы ……………………………………………...
5
3
Планируемые результаты в раннем возрасте ………………………………………
5
4
Организационно-педагогические условия ………………………………………….
6
5
Материально-техническое оснащение программы ………………………………...
7
6
Учебный план ………………………………………………………………………...
7
7
Календарный учебный график ………………………………………………………
9
8
Рабочая программа …………………………………………………………………..
10
9
Календарно-тематический план …………………………………………………….
11
10 Содержание программы ……………………………………………………………..
13
11 Оценочные и методические материалы …………………………………………….
13
12 Список литературы …………………………………………………………………..
21
Приложение № 1………………………………………………………………………
22
Приложение № 2………………………………………………………………………
23
Приложение № 3………………………………………………………………………
25
Приложение № 4………………………………………………………………………
25
Приложение № 5………………………………………………………………………
26
3
ВВЕДЕНИЕ
Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего и дошкольного возраста
от 3 до 5 лет «Логоритмика» соответствует основным нормативно-правовым документам:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
13. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
14. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций».
4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего и дошкольного возраста
от 3 до 5 лет «Логоритмика» (далее – программа) определяет содержание и организацию
образовательного процесса и обеспечивает развитие детей с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Направленность: социально-педагогическая.
Адресат программы: обучающиеся дошкольного возраста от 3 до 4 лет, обучающиеся
дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Характеристика детей дошкольного возраста (приложение 1,
2).
Актуальность реализации программы
В настоящее время широкое распространение получили методики раннего обучения детей
чтению и другие методы раннего интеллектуального развития. Нейропсихологи считают, что такое
интенсивное одностороннее развитие вредит нервно-психическому потенциалу ребенка и может
привести к невосполнимым потерям. По оценкам специалистов, в результате воздействия
объективных неблагоприятных факторов 85-90% детей в России уже с момента рождения находятся
в "зоне риска", имея предрасположенность к различным нарушениям развития. У многих детей
обнаруживаются проблемы с концентрацией внимания. Логоритмические занятия полезны для
гармоничного всестороннего развития малышей, а также для профилактики и коррекционной
работы в условиях образовательного учреждения.
Используя музыкально-игровую и речевую развивающую среду как средство развития,
педагог содействуют обогащению сенсомоторного эмоционально-речевого и творческого опыта
детей как средство их успешного социального развития.
Отличительные особенности / новизна программы заключаются в описании опыта
использования методики Сергея и Екатерины Железновых на занятиях по логоритмике в
образовательном учреждении. Новизной программы также является сочетание традиционных
подходов и использование современных технических средств обучения. Обеспеченность
практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным
речевым, музыкальным и общим развитием ребёнка не только на специальных занятиях, но
использоваться и в группе (воспитателями), и семье (родителями).
В данной программе представлен и систематизирован речевой, музыкально-игрового
материал для занятий по логоритмике с малышами от 3 до 5 лет.
Одной из особенностей программы является возможность проведения занятий отдельным
курсом, и сочетаемость с любой базовой программой, а также наличие практических
материалов, позволяющих использовать её в семье.
Работа по программе «Логоритмика» ведётся по двум направлениям:
1. развитие неречевых процессов:
совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в
пространстве;
регуляция мышечного тонуса;
развитие чувства музыкального темпа и ритма;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие фонематического слуха,
активизация всех видов внимания и памяти;
2. развитие голоса:
дыхания, певческих способностей;
выработка умеренного темпа речи и её интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики.
5
Программа адресована широкому кругу специалистов и родителям. Музыкальные
руководители, учителя-логопеды, психологи, инструкторы по физической культуре, могут
использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Воспитатели и
работники дополнительного образования могут использовать разработки для проведения
самостоятельных занятий на базе дошкольных учреждений, в системах дополнительного
образования. Родители могут использовать видео- и аудиозаписи для домашнего досуга и занятий с
малышом в семье.
Уровень освоения: общекультурный.
Объём и срок освоения программы: 144 часа, 2 года.
Этапы (года) реализации соответствуют возрастным группам (3 – 4 года, 4 – 5 лет).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создание условий для речевого, физического, социального и
эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста средствами логопедической
ритмики.
Задачи программы:
1.
Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкально-речевую
деятельность на логоритмических занятиях и в семье, обеспечивая родителей необходимыми
навыками для практической работы с малышами.
2.
Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком.
3.
Формировать у детей готовность к дальнейшему обучению.
4.
Развивать речь, её мелодику, чувства ритма, темпа, сенсомоторику (процессы
взаимодействия между сенсорными (чувственными) и моторными (двигательными) компонентами)
в сензитивный период (лучшее время для освоения речи и движений – до 3 лет).
Принципы программы
1.
Личностно-ориентированный подход: индивидуальный подход к каждому ребёнку.
2.
Доступность содержания: подбор содержательной части и методов обучения в
соответствии с возрастом обучающегося.
1.
Демократичность: взаимосвязь педагога, ребёнка и родителя.
2.
Диагностика: постоянное отслеживание результатов.
3.
Системность и последовательность: взаимосвязь тем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
К концу первого учебного года
у детей:
1. Наличие навыков социального поведения:
по примеру педагога и родителей дети приветствуют, прощаются, вежливо обращаются к
педагогу и другим детям.
2. При помощи взрослого или самостоятельно дети выполняют упражнения:
движение в хороводе в разных направлениях,
показ подражательных движений;
выполнение манипуляций с предметами (шумовые инструменты, мячи, игрушки, ленты,
муляжи и т.д.);
выполнение пальчиковых упражнений;
участие в играх.
6
у родителей:
1. Наличие навыков эффективного творческого взаимодействия с ребёнком во время
музыкально-игровой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (К ЧЕТЫРЕМ ГОДАМ)
К концу второго учебного года предполагается
у детей:
1. Наличие навыков общения в коллективе:
самостоятельное приветствие, прощание, вежливое обращение к педагогу и другим детям и
их родителям.
2. Самостоятельное или с минимальной помощью взрослого выполнение предлагаемых
упражнений:
движение в хороводе в разных направлениях;
показ подражательных движений;
выполнение манипуляций с предметами (шумовые инструменты, мячи, игрушки, ленты,
муляжи и т.д.);
выполнение пальчиковых упражнений;
активное участие в играх.
3. Умение строить диалог, отвечать на вопросы.
у родителей:
1. Наличие навыков совместной деятельности с ребёнком. Выполнение роли сопровождения во
время обучающего процесса, давая ребёнку возможность самостоятельного творчества.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Диагностика проводится два раза в год – на начальном этапе освоения ребёнком программы
(стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой
(заключительная, финальная диагностика), для детей 3-4 лет – только в конце учебного. Сравнение
результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику
развития ребёнка.
Результаты фиксируются в диагностической карте.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Язык реализации: русский язык
Форма обучения: очная
Условия набора: принимаются все желающие из контингента воспитанников ОУ по
заявлению родителей (законных представителей)
Условия формирования групп: группа младшего возраста от 3 до 4 лет; средняя группа
от 4 до 5 лет; допускается дополнительный набор обучающихся в течение всего периода обучения
по заявлению родителей.
Количество обучающихся в группе: не более 12 человек (6 пар).
Количество обучающихся в подгруппе: не более 6 человек (2 пары).
Формы организации занятий:
групповая, подгрупповая – организация работы в группах, подгруппах;
индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
7
Занятия логопедической ритмикой проводятся 2 раза в неделю.
1
2
группа младшего возраста от 3 до 4
лет
средняя группа от 4 до 5 лет
15 мин
20 мин
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Оборудование и материалы для занятий по программе «Логоритмика для малышей»:
Мебель
(обстановка)
детские
стулья
детские столы
стеллажи для
пособий и
инвентаря
магнитная
доска
коврограф
меловая доска
ковёр
Музыкальное
оборудование
музыкальный центр /
магнитола
портативная колонка
бубенчики 2 видов (на
руку, на палочке) по 6
шт.
музыкальные
молоточки 12 шт.
бубны 12 шт.
маракасы 12 шт.
металлофоны 6 шт.
погремушки 24 шт.
коробочка 1-2 шт.
деревянные ложки 24
шт.
треугольник 1-2 шт.
литавры 2 шт.
литавры малые 2 шт.
барабаны разного
размера 3-4 шт.
Спортивное
Игровое
Атрибуты
гимнастические
палки
обручи
мячи средних
размеров
резиновые
мячи
фитбольные
мешочки с
песком
сюжетные
игрушки
куклы би-ба-бо
газовые платочки
и большие платки
подушки
плед или одеяло
мишура
султанчики
сюжетные
картинки
ленты
флажки
детали костюмов
(хвосты, уши,
крылья…)
«сюжетные»
шапочки
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: педагог дополнительного образования по данному направлению.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
– документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов
учебной деятельности… (п. 22 ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Перечень разделов тем
Количество часов
Всего Теория Практика
Первый год обучения
Встреча с белочкой в осеннем лесу
2
2
Сидит белка на тележке
2
2
Кто грибок найдёт?
2
2
Гости
2
2
В огороде заинька
2
2
Зайкина капуста
2
2
8
Формы контроля
Метод –
наблюдение,
(отмечается
наличие «+» или
отсутствие «-»
сформированного
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Лучшая игра
Утёнок и его друзья
Про кота
Кот Василий
Кот и кошка
Утки – беленькие грудки
Зайчик в гостях у ребят
Зайкин дом
Белкина помощница
Чудо-ёлка
Подарки Дедушки Мороза
Птичья ёлка
Мороз и птички
Танюшка
Вкусная каша
Алёнушка и лошадка
Лошадка
Капризная внучка
Хозяюшка
Котёнок и щенок
Про собачку
Таня пропала
Верные друзья
Про петушка
Уточка и курочка
Цыплячий переполох
Радуга-горка
Майский день
Про зелёную лягушку
После дождя
ИТОГО
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72
Второй год обучения
Дудочка
2
Про то, как ражий кот у бабушки
2
живёт
Кот и пёс
2
Чудесное яблоко
2
Яблонька
2
Как растили капусту
2
Заяц в огороде
2
День рождения зайчика
2
Домик для воробья
2
Домок – теремок
2
Приближается зима
2
Зимовье зверей
2
Мельник и медведь
2
Медвежонок Мишутка
2
Серебряный ключик
2
Новогодняя ёлка
2
Снеговик
2
Новогодняя ёлка в лесу
2
Помогите птицам
2
-
9
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72
навыка),
адаптированная
методика
Козыревой Л.М.
«Дневник
развития
ребёнка от 2 до 4
лет».
2
2
Метод –
наблюдение,
(отмечается
наличие «+» или
отсутствие «-»
сформированного
навыка),
адаптированная
методика
Козыревой Л.М.
«Дневник
развития
ребёнка от 2 до 4
лет».
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Кукла Аня
Новоселье у куклы
Поезд игрушек
Парад игрушек
Иван Иваныч Самоварыч
У меня полно хлопот
Как козлик маму искал
Паровозик из Ромашково
Зайкина шубка
Храбрый цыплёнок
Мамы и малыши
Как петушок утро проспал
Прогулка в весеннем лесу
Дела много у зверей
Чей это домик
Пароходик
Дуся ехала на дачу
ИТОГО
Общий объём за два года обучения
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72
144
-
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72
144
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
отражает календарные особенности учебного года
реализации дополнительной образовательной программы
«Логоритмика для малышей»
на 2024 / 2025учебный год
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год разработан в соответствии с п.9 ст. 2,
п.10 ст.1 ФЗ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Год
обучения
Группа
1 год
2 год
3-4 года
4-5 лет
Дата
начала
занятий
16.09
16.09
Дата
окончания
занятий
15.06
15.06
Количество
учебных
недель
36
36
Количество
учебных
дней
72
72
Количество
учебных
часов
72
72
Режим
занятий*
*с указанием продолжительности академического часа в соответствии с локальным
нормативным актом образовательной организации
10
15 мин
20 мин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основой занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Музыка является
организующим и руководящим началом в логоритмике, используется для упорядочения темпа и
характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и
координации речи и движения.
Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому
недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального
восприятия.
Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых
функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, мелкой и артикуляционной
моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей,
воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе:
носит развивающий характер, ориентирована на разностороннее развитие ребёнка;
предусмотрена групповая, индивидуальная и коррекционная работа с детьми;
учтён оздоровительно-развивающий компонент: принцип единства развивающей и
оздоровительной работы с детьми;
содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и
эмоционального благополучия каждого ребёнка;
оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых
занятий.
предусматривает различные виды логоритмических занятий: сюжетно-тематические,
комплексные и интегрированные.
Направления работы:
1. «Игры на общение» (коммуникативные, хороводные)
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игры – потешки
4. Игры – массаж
5. Игры – катания
6. Игры с предметами
7. Игры с подражательными движениями
8. Игры с ловлей
9. Игровая гимнастика
10. Хороводные игры
11. Развитие речи (в процессе пения, звукоподражания и логоритмических игр)
12. Развитие музыкально-слуховых представлений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать вызыванию, обогащению и активизации речи воспитанников посредством
логоритмики.
2. Формировать у детей навыки социального поведения.
11
3. Развивать рече-двигательную координацию, музыкально-ритмические способности,
сенсорику через активное участие детей в музыкально-игровой деятельности на
логоритмических занятиях.
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Встреча с белочкой
3.Сидит белка на
5. Кот и пёс
7. Гости
в осеннем лесу
тележке
2.Встреча с белочкой
4.Сидит белка на
6. Кот и пёс
8. Гости
в осеннем лесу
тележке
ОКТЯБРЬ
9. В огороде заинька
11. Зайкина капуста
13. Лучшая игра
15. День рождения
зайчика
10. В огороде заинька 12. Зайкина капуста
14. Лучшая игра
16. День рождения
зайчика
НОЯБРЬ
17. Про кота
19. Кот Василий
21. Кот и кошка
23. Утки – беленькие
грудки
18. Про кота
20. Кот Василий
22. Кот и кошка
24. Утки – беленькие
грудки
ДЕКАБРЬ
25. Зайчик в гостях у
27. Зайкин дом
29. Белкина
31. Чудо-ёлка
ребят
помощница
26. Зайчик в гостях у
28. Зайкин дом
30. Белкина
32. Чудо-ёлка
ребят
помощница
ЯНВАРЬ
33. Подарки Дедушки 35. Медвежонок
37. Мороз и птички
39. Снеговик
Мороза
Мишутка
34. Подарки Дедушки 36. Медвежонок
38. Мороз и птички
40. Снеговик
Мороза
Мишутка
ФЕВРАЛЬ
41. Вкусная каша
43. Алёнушка и
45. Лошадка
47. Капризная внучка
лошадка
42. Вкусная каша
44. Алёнушка и
46. Лошадка
48. Капризная внучка
лошадка
МАРТ
49. Хозяюшка
51. Котёнок и щенок
53. Про собачку
55. Таня пропала
50. Хозяюшка
52. Котёнок и щенок
54. Про собачку
56. Таня пропала
АПРЕЛЬ
57. Верные друзья
59. Про петушка
61. Уточка и курочка
63. Дела много у
зверей
58. Верные друзья
60. Про петушка
62. Уточка и курочка
64. Дела много у
зверей
МАЙ
69. Про зелёную
65. Радуга-горка
67. Майский день
71. После дождя
лягушку
66. Радуга-горка
68. Майский день
70. Про зелёную
72. После дождя
лягушку
12
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЗАДАЧИ:
1. Обучать воспитанников навыкам общения в коллективе.
2. Развивать музыкально-ритмические способности, рече-двигательную координацию,
музыкально-поэтический вкус через активное участие в предлагаемых упражнениях.
3. Воспитывать самостоятельность при выполнении логоритмических упражнений.
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
1. Дудочка
41. Новоселье у куклы
2 неделя
3 неделя
3. Про то, как ражий
5. Кот и пёс
кот у бабушки живёт
4. Про то, как ражий
6. Кот и пёс
кот у бабушки живёт
ОКТЯБРЬ
11. Как растили
13. Заяц в огороде
капусту
12. Как растили
14. Заяц в огороде
капусту
НОЯБРЬ
19. Домок – теремок
21. Приближается
зима
20. Домок – теремок
22. Приближается
зима
ДЕКАБРЬ
27. Медвежонок
29. Серебряный
Мишутка
ключик
28. Медвежонок
30. Серебряный
Мишутка
ключик
ЯНВАРЬ
35. Новогодняя ёлка в 37. Помогите птицам
лесу
36. Новогодняя ёлка в 38. Помогите птицам
лесу
ФЕВРАЛЬ
43. Поезд игрушек
45. Парад игрушек
42. Новоселье у куклы
44. Поезд игрушек
2. Дудочка
9. Яблонька
10. Яблонька
17. Домик для воробья
18. Домик для воробья
25. Мельник и
медведь
26. Мельник и
медведь
33. Снеговик
34. Снеговик
46. Парад игрушек
МАРТ
49. У меня полно
51. Как козлик маму
53. Паровозик из
хлопот
искал
Ромашково
50. У меня полно
52. Как козлик маму
54. Паровозик из
хлопот
искал
Ромашково
АПРЕЛЬ
61. Как петушок утро
57. Храбрый цыплёнок 59. Мамы и малыши
проспал
58. Храбрый цыплёнок 60. Мамы и малыши
62. Как петушок утро
проспал
13
4 неделя
7. Чудесное яблоко
8. Чудесное яблоко
15. День рождения
зайчика
16. День рождения
зайчика
23. Зимовье зверей
24. Зимовье зверей
31. Новогодняя ёлка
32. Новогодняя ёлка
39. Кукла Аня
40. Кукла Аня
47. Иван Иваныч
Самоварыч
48. Иван Иваныч
Самоварыч
55. Зайкина шубка
56. Зайкина шубка
63. Прогулка в
весеннем лесу
64. Прогулка в
весеннем лесу
65. Цыплячий
переполох
66 Цыплячий
переполох
67. Чей это домик
МАЙ
69. Пароходик
71. Дуся ехала на дачу
68. Чей это домик
70. Пароходик
72. Дуся ехала на дачу
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы основано на конспектах логоритмических занятий М. Ю.
Картушиной с детьми 3 – 4 лет, и музыкальном материале Сергея и Екатерины Железновых по
программе "Музыка с мамой". Конспекты логоритмических занятий М.Ю. Картушиной 3 – 4 лет,
используются с целью сюжетной организации занятий, а музыкальный материал Железновых
является содержанием и подбирается в соответствии с сюжетной линией занятия. Тематика
конспектов занятий Картушиной М.Ю. содержит рассказы и сказки о диких и домашних
животных, смене времён года, погоде, игрушках, профессиях и сказочных персонажах. В
соответствии с темой занятия подбирается музыкальный материал из серии «Музыка с мамой»
Железновых.
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика результатов
Диагностика детей проводится дважды за учебный год для детей от 4 лет: в начале (вводная
или стартовая диагностика) и конце года (итоговая или заключительная, финальная), для детей 3
лет – только в конце учебного года. Подведение итогов складывается из диагностики детей по
авторским и адаптированным методикам и результатов анкетирования родителей обучающихся
(приложение 3). Также формами подведения итогов по программе являются: открытые занятия (в
конце каждого полугодия) и выпускной (демонстрация результатов обучающихся).
Таблица №1
№
Критерии
1.
Навыки
социального
поведения
Показатели
Возраст 3-4 года
Возраст 4-5 лет
Вежливое, не
агрессивное
обращение со
сверстниками
Дети
приветствуют,
прощаются,
вежливо
обращаются к
педагогу и
другим детям
самостоятельно
или после
напоминания
взрослого.
Участие в играх
самостоятельно
или со взрослым.
Ребенок охотно
посещает
занятия.
Самостоятельно
е приветствие,
прощание,
вежливое
обращение к
педагогу и
другим детям и
их родителям.
Коммуникативн
ые навыки
Наличие
желания
14
Самостоятельно
е, активное
участие в играх.
Ребенок охотно
посещает
занятия.
Методы и
формы контроля
Метод –
наблюдение,
(отмечается
наличие «+» или
отсутствие «-»
сформированног
о навыка),
адаптированная
методика
Козыревой Л.М.
«Дневник
развития
ребёнка от 2
до 4 лет».
Оценка
наличия
навыков
социального
поведения
2.
Координаци
я
движений
Оценка общего
уровня
координации
движений
3.
Мелкая
моторика
посещать
занятия
(по оценке
родителей,
законных
представителей).
Высокий уровень: (+++) - наличие сформированных всех указанных
навыков;
Средний уровень: (++ -) – наличие сформированного одного из
указанных навыков или обоих, но не ярко выраженных;
Низкий уровень: (+ - -) – навыки социального поведения не
сформированности или только начали формироваться.
Скоординирован При помощи
Дети
Метод –
самостоятельно
наблюдение,
ность движений взрослого дети
выполняют
выполняют
(отмечается
в хороводных
упражнения:
движение в
наличие «+» или
играх
- движение в
хороводе в
отсутствие «-»
хороводе в
сформированног
разных
разных
направлениях,
о умения),
направлениях;
- Не сложные
адаптированная
- Не сложные
движения рук и
методика
движения рук и
ног, поскоки,
Козыревой Л.М.
ног, поскоки,
прыжки.
«Дневник
прыжки.
развития
ребёнка от 2
Подражательные При помощи
Самостоятельно
до 4 лет».
движения
взрослого дети
выполняют
(пантомима)
пытаются
подражательные
выполнить
движения.
подражательные
движения.
Наличие
Показывает
Показывает
желания
дома, чему
дома, чему
показать свои
научился на
научился на
умения (по
занятии
занятии
оценке
(пальчиковые
(пальчиковые
родителей,
игры,
игры,
законных
подвижные игры
подвижные игры
представителей) танцы и т.д.)?
танцы и т.д.)?
Высокий уровень: (+++) - наличие сформированных всех указанных
навыков;
Средний уровень: (+ + -) – наличие сформированного одного из
указанных навыков или обоих, но не ярко выраженных;
Низкий уровень: (- - -) – навыки не сформировались или только начали
формироваться.
Манипулятивная При помощи
Самостоятельно
Метод –
деятельность с
взрослого
выполняют
наблюдение,
предметами
(отмечается
дети
манипуляции с
выполняют
предметами
наличие «+» или
манипуляций
(шумовыми
отсутствие «-»
с предметами
инструментами,
сформированног
(шумовыми
мячами,
о умения),
инструментам
игрушками,
адаптированная
и, мячами,
методика
лентами,
игрушками,
муляжами и
Козыревой Л.М.
15
лентами и
т.д.);
«Дневник
- выполнение
т.д.);
развития
пальчиковых
- выполнение
ребёнка от 2
упражнений
пальчиковых
до 4 лет».
самостоятельно.
упражнений с
помощью
взрослого.
Оценка
Улучшилась
Улучшилась
родителей
координация
координация
(законных
движений,
движений,
представителей) мелкая моторика
мелкая моторика
ребёнка
ребёнка
Высокий
уровень:
(++)
наличие
сформированных
всех указанных
Оценка общего
уровня мелкой навыков;
Средний уровень: (+ -) – наличие сформированного одного из указанных
моторики
навыков или обоих, но не ярко выраженных;
Низкий уровень: (- -) – навыки не сформировались или только начали
формироваться.
Охотно
4. Речь
Пересказ
Метод - беседа,
рассказывает,
(отмечается
что делали на
наличие «+» или
занятии,
отсутствие «-»
пересказывает
сформированног
сюжет занятия
о умения),
адаптированная
Расширение
В речи
В речи
методика
активного
появляются
появляются
Козыревой Л.М.
словаря
новые слова,
новые слова,
«Дневник
ребёнок ими
ребёнок ими
развития
активно
активно
ребёнка от 2
пользуется
пользуется
до 4 лет».
Оценка общего Для детей 4 – 5 лет
Высокий уровень: (++) - наличие сформированных всех указанных
уровня речи
навыков;
Средний уровень: (+ -) – наличие сформированного одного из указанных
навыков или обоих, но не ярко выраженных;
Низкий уровень: (- -) – навыки не сформировались или только начали
формироваться.
Для детей 3 – 4 года
Высокий уровень: (+) - наличие сформированных всех указанных
навыков;
Низкий уровень: (-) – навыки не сформировались или только начали
формироваться.
Родители заполняют анкету (см. приложение 3) для более объективной оценки уровня
развития ребёнка. Результаты диагностики заносятся в таблицу № 2. (см. приложение 4).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Аудио пособия С. и Е. Железновых:
Веселая гимнастика для малышей (подвижные и пальчиковые игры). Учебная видеозапись
позволяет детям от 4 до 5 лет освоить предлагаемую программу самостоятельно, а также
обеспечивает веселый совместный досуг с малышами 3 - 4 лет. Подвижные песенки-игры дают
малышам возможность, выполняя действия, лучше осознать различные ситуации и роли, развивают
16
мелкую моторику и речь. Игровая пальчиковая гимнастика развивает у детей внимательность и
способность сосредоточиваться.
Веселая логоритмика. Аудио пособие состоит из двух разделов. В первом записаны музыкальноигровые упражнения для развития крупной моторики, ритма и внимания у детей 4-5 лет. Второй
раздел аудио пособия – логопедические песенки-упражнения для детей 3-4 года. Игровые задания,
красивая и веселая музыка позволяют проводить развивающие и лечебно-профилактические
занятия с малышами в веселой, занимательной форме.
Веселые уроки (подвижные игры). Подвижные музыкальные игры для занятий с детьми 3-5 лет в
семье и дошкольных образовательных учреждениях. Тексты песен, под которые проводятся игры,
представляют собой рифмованные подсказки. Упражнения и игры под музыку развивают у
малышей чувство ритма, музыкальный слух, память, способствуют развитию координации
движений и концентрации внимания, формируют социальные навыки.
Гимнастика для малышей. Малыши очень подвижны и воспринимают музыку более ярко и
эмоционально именно через движение. Веселая гимнастика поможет развить у ребенка чувство
ритма, координацию, а также быстроту реакции и внимание. Увлекательные игровые сюжеты,
использование игрового оборудования (мячик, палочка, ленты), а также яркая, образная музыка
замечательного композитора Николая Ребикова обязательно понравятся всем детям.
Мышки (песенки-игры с пальчиками). Забавные тексты песенок-упражнений являются
подсказкой для предлагаемых движений, а веселая и красивая музыка создаст нужное настроение,
поможет ритмичному и выразительному исполнению. Пальчиковые игры могут также быть
использованы для отдыха после других занятий, а также для праздничных выступлений.
Догоняй-ка (подвижные игры). Подвижные игры с песенками, являясь синтезом игры,
физических упражнений и музыкально-эстетических занятий, оказывают комплексное
положительное воздействие на развитие ребенка и доставляют ему большую радость. Играя,
малыши учатся принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, они
развиваются эмоционально, у них формируются умения и готовность действовать в коллективе.
Забавные уроки (коммуникативные игры). На диске представлены подвижные игры с
песенками, в том числе игры с ловлей, игры-прятки, игры с подражательными движениями и игрытанцы. На диске имеется также дополнительный вариант аудио караоке, а на вкладыше даны тексты
всех песенок-игр с подробными методическими указаниями.
Аэробика для малышей. На диске представлены песенки-игры, которые порадуют малышей и
окажут положительное влияние на их физическое и эмоциональное развитие. Подвижные игры с
песенками научат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться
успеха. На диске дополнительно даны варианты аудио караоке ко всем песенкам, во вкладыше
имеются тексты песенок с подробными методическими указаниями.
Гав и мяу. На диске представлены песенки-инсценировки для занятий с малышами от 2 лет.
Выполняя движения и жесты, малыши начинают глубже чувствовать, понимать и запоминать
музыку, у них развивается внимание, память, чувство ритма. На фонограмме имеется также вариант
аудио караоке, а во вкладыше даны тексты песен с методическими указаниями для родителей и
педагогов.
Кот и Ко (подражательные движения). Сказочки для подражательных движений обеспечат
малышам полезный досуг, развитие внимания, памяти, речи и навыков игрового общения. Эти
сказки также очень удобны для выполнения игрового массажа на спине ребенка, а также для
музицирования на детских шумовых инструментах.
Мишка с куклой (песенки-инсценировки). Русские народные песенки в обработке
замечательного композитора А. Лядова адаптированы для показа игрушек и инсценировок с
малышами 2 лет. Песенки-игры способствуют хорошему общему и эмоциональному развитию.
17
Прекрасные народные мелодии, тонкая аранжировка помогут развить музыкальный вкус самых
маленьких, а также научить элементарным танцевальным движениям и первым играм.
Пять веселых поросят (пальчиковые игры). Пальчиковые и жестовые игры дают возможность
родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать мышление,
речь и воображение. На диске дополнительно даны варианты аудио караоке ко всем песенкам, во
вкладыше имеются тексты песенок с подробными методическими указаниями. Раз, два, три!
Ранний возраст наиболее важен для общего и речевого развития ребенка, и приобретенные навыки
и склонности определяют все последующее развитие. Песенки-игры, сопровождающиеся
ритмичными движениями, помогут воспитателям и родителям радовать детей, развить
музыкальный слух, чувство ритма, двигательные навыки. Эти занятия способствуют развитию речи,
а также учат быстро реагировать на ситуацию и слова, формируют доверие к взрослому и
уверенность в себе.
Сказочки-щекоталочки (детский игровой массаж). Сказочки для детского игрового массажа
обеспечивают веселое общение, снимают мышечное напряжение, учат малышей доверять другим и
сопереживать. При проведении массажа самими детьми, они выполняют разнообразные движения
пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Эта забавная сказкотерапия
– отличное средство для эмоционального и сенсорного развития детей.
Топ-топ (песенки-игры). Песенки-игры для малышей от 2 лет обеспечат веселое общение и
двигательную активность, развитие координации движений и музыкального слуха, формирование
наблюдательности и дисциплины, развитие музыкальных способностей и речи. На вкладыше
имеются подробные указания к играм-потешкам, песенкам для катания на коленках,
музицирования, для формирования навыков общения.
2. Дополнительно записаны "минусовки" – аккомпанемент ко всем песенкам.
В основе программы «Логоритмика для малышей» лежит авторская методика
Железновых.
Её суть заключается в следующем:
1. Родительское участие во время урока признается нужным и важным, формы участия должны
быть творческими и разнообразными.
2. Малышам трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности для малышей от
двух лет и старше должно быть движение.
3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет
возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на
музыкальном инструменте. Родители получают возможность развивать и развлекать
малышей не только на занятиях, но и дома.
4. Критерием для отбора музыкального материала и заданий должны быть их традиционность,
а также интерес и удовольствие детей.
5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной
танцевальной, но при этом действительно хорошей. Музыка всегда (наряду с движением,
речью и игровым оборудованием) являлась необходимым условием общего развития
малышей.
В методических разработках Железновых музыка должна сочетаться с движением,
например, в аэробике и танцах для малышей, в подвижных играх с песенками и пальчиковых играх,
в детской гимнастике и игре на детских и шумовых музыкальных инструментах.
На занятиях музыка является средством воздействия: определяя темп и ритм движений,
чередование фраз и разделов, она подсказывает детям образ и выполняемые действия. С другой
18
стороны, музыка становится понятней и интересней для ребенка именно в движении: через танец и
жестовые игры, подвижные игры и музицирование.
Совместная веселая ритмическая деятельность детей и родителей с помощью движения под
музыку, расценивается врачами и психологами как положительная.
Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых
инструментах, гимнастика под музыку и пение – необходимый вид деятельности для малышей. В
таких играх совместно со сверстниками и взрослыми ребёнок быстрее и многогранно развивается:
1. Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется
осанка.
2. Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.
3. Формируются навыки вербального и невербального общения.
4. Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы,
развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в
коллективе.
5. Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные
способности к восприятию.
Музыкально-ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую
важность, благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым
полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны
только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
музыка, шумы, ритм и интонации речи
зрительное восприятие предмета в целом
речь
распознавание букв, слов, элементов целого
осознаваемые движения, комбинации
движений
запоминание слов и фраз
логическое мышление
автоматизированные движения
запоминание музыки, картин, запахов
интуиция
В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно
влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на
обмен информацией между полушариями. Многолетние исследования зарубежных психологов
показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном,
социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние
музыкально-ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию
информации и способности концентрировать внимание.
Музыкально-ритмические игры являются эффективным средством для социальной
адаптации ребёнка, для укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и
малышом, а также – прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.
Двигательная нагрузка отражается в количестве и насыщенности заданий, интенсивное
выполнение которых положительно действует на физическое состояние детей.
Речевые упражнения содействуют умственному развитию ребенка, концентрации внимания
и восприятия во время объяснения и показа заданий.
В процессе реализации программы используются наглядные, словесные и практические
методы.
Наглядные методы
19
наглядно-зрительные приемы: показ педагогом; подражание детьми; зрительные ориентиры при
преодолении пространства, наглядные пособия;
тактильно-мышечная наглядность (оказание педагогом непосредственной помощи детям);
наглядно-слуховые приемы: прослушивание инструментальной музыки и песен, а также народных
прибауток, стихотворений в форме двух-, четырехстиший, звуков музыкальных и шумовых
инструментов.
Словесные методы
Словесные методы помогают осмысливанию детьми поставленной задачи и сознательному
выполнению двигательных упражнений. На занятиях используются: пояснение, указание, беседа,
вопросы, сюжетный рассказ, словесная инструкция и др.
Практические методы
Чаще всего мы используется и игровой метод, который дает возможность совершенствовать
разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной
реакции, а также творческую инициативу.
Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учётом
равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые
детям в рамках одного занятия, объединяются одной темой или сюжетом и проводятся по
следующему алгоритму: вводная, основная и заключительная части.
Структура занятия
Вводная часть включает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и
проведение ритмической разминки. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего
логоритмического занятия.
Задача ритмической разминки – подготовить организм ребёнка к предстоящей моторной и
речевой нагрузке.
Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьбу
спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления, с
перестроениями, а также со сменой видов движений.
Основная часть составляет 70-80% времени логоритмического занятия. В зависимости от
поставленных задач она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и
речевых упражнений:
музыкально-ритмические игры, развивающие чувство ритма;
музыкальные игры, способствующие развитию внимания, умению
ориентироваться в пространстве;
пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;
упражнения под музыку на развитие общей моторики;
коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения и
позитивного самоощущения;
упражнения на релаксацию;
логопедическая (артикуляционная) гимнастика – комплекс упражнений для подготовки и
укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О.
Крупенчук, Т. Воробьевой (по Картушиной М.Ю., 2007г.);
вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с
музыкальным сопровождением и без него;
адаптированные фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления
гортани и привития навыков речевого дыхания (по Картушиной М.Ю., 2007г.);
20
песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности
речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы,
воображения и ассоциативно-образного мышления;
упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словарного запаса детей.
Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10-15% от общего времени).
Заканчивается любое логоритмическое занятие упражнениями на восстановление дыхания,
релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и лёгкого бега. Заключительная часть, кроме
того, предполагает подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, называют тему
пройденного занятия, закрепляют полученные на нём знания в виде новых слов, выражений или
информации об окружающем мире. В заключение педагог даёт оценку работы детей на занятии.
Структура занятий не всегда включает все перечисленные элементы.
Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей
(приложение № 1, 2).
Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
Ритмические игры постепенно усложняются; в первых задействованы различные способы
восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровое построение занятия создаёт
доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей,
побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает
положительное эмоциональное состояние детей, интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетнотематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так
как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. На
занятии педагог способствует созданию эмоциональной доброжелательной атмосферы, помогает
каждому ребёнку обрести веру в себя, организует ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его
стороны, радуется его творческим находкам.
Упражнения логопедической (артикуляционной) гимнастики рекомендуется проводить сидя:
такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. Дозировка
повторений одного и того же упражнения определяется с учётом пожеланий детей.
Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями,
пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
Следует обязательно включать в занятия коммуникативные игры или танцы. Тактильный контакт,
осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между
детьми и тем самым нормализации социального климата в детско-родительской группе. В
коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что
раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс участия его в танце-игре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. [Текст] / Н.М. Аскарина. - Изд.3-е, испр.
и доп. М., "Медицина", 1977, 304 с. с ил.
2. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников [Текст] / Г.И. Анисимова.
- Ярославль: Академия развития. - 2005.
3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет. [Текст] / М.Ю.
Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова - М.: Владос, 2003.
5. Гринер В.А., Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика. [Текст] / В.А. Гринер, Н.С.
Самойленко. М.: Учпедгиз. 1941. 80 с.
21
6. Игры в логопедической работе с детьми. [Текст] / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1979.
7. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет. [Текст] /
М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Козырева Л.М. Дневник развития ребёнка от года до четырёх лет. Нормы развития, тесты,
наблюдения родителей [Текст] / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития, 2008.
9. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей тяжёлыми
нарушениями речи [Текст] / Е.В. Кузнецова – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.
10. Леонтьева О.Т. Карл Орф. [Текст] / О.Т. Леонтьева. - М.: Музыка, 1984. - 334 с.
11. Лизунова С. Логоритмитка. Пальчиковые игры [Текст] / С. Лизунова // Музыкальная
палитра. – 2002 - №2 - С 27-28.
12. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. 3 изд. [Текст] / И.С. Лопухина. – СПб:
КОРОНА-Век, 2008.
13. Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и
логопедов [Текст] / Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова. - 3-е изд. - М.: Айриспресс, 2006. - 112с. - (Библиотека логопеда-практика).
14. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях [Текст] / Н.Г.
Метельская. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
15. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие [Текст] /
М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1997.
16. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения [Текст]
/ М.А. Михайлова, Н.В. Воронина. - Ярославль: Академия развития: Академия
1. холдинг, 2004.
17. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое
пособие для педагогов и родителей [Текст] / О.А. Новиковская. – СПб: КОРОНА принт 2005.
18. Поваляева М.А. Справочник логопеда. [Текст] / М.А. Поваляева. – Изд. 7 – е. – Ростов н/Д:
Феникс, 2007. – 445, (1) с.: ил. – (Справочник).
19. Погорелова Г.Г. Музыкально-игровая гимнастика: описание упражнений и нотное
сопровождение [Текст] / Г.Г. Погорелова // Музыкальный руководитель. - 2008.- №1, №6;
2009. - №1, №3.
20. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Изд. дом "Воспитание дошкольника", 2004.
21. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа [Текст] / Под ред. Л.А. Баренбойма.
Л.: Музыка, 1979. - 158 с.
22. Скворчук Е. Эвритмическая гимнастика [Текст] / Е. Скворчук. - Дошкольное воспитание –
2007 - №10. – С.16-19.
23. Тютюнникова Т.Э. Речевое музицирование [Текст] / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальная
палитра. - 2004. - №2 - С 3-9.
24. Улашенко Н.Б. Музыка Средняя группа. Разработки занятий [Текст] /Н.Б. Улашенко. –
Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
25. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: АСТ:
Астрель, 2005.
26. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки: Материал для проведения
физкультурных пауз [Текст] /О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство
Астрель»: ООО Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2005.
27. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников [Текст] / Л.П. Фатеева. Ярославль: Академия развития, 2000.
22
28. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б.
Филичева. - М., 2000.
29. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А.
Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.
30. Хухарева Л.В. Психолого-педагогические рекомендации по работе с дошкольниками.
[Текст] / Л.В. Хухарева. – Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮ, Издательский центр «Пионер», 2002.
31. Честнова Г. Ритмические упражнения. Разновозрастная группа [Текст] / Г. Честнова. Дошкольное воспитание 2008 - № 10. - С 47-49.
Приложение 1
Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
«Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Математика
Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков
на руке.
Ребенок должен уметь владеть понятиями: один — много, большой — маленький, высокий
— низкий и т. д.
Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный).
Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать
количество предметов.
Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Логическое мышление (развитие мышления, памяти, внимания)
Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.
Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.
Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2
раза.
Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать
нужный.
Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить
сходства и различия между предметами.
Развитие Речи
Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6
слов).
Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и
т.д.
Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета.
Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных (лежит,
сидит, бежит и т.д.)
Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
Ребенок должен знать свое имя и фамилию.
Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.
23
Окружающий мир
Ребенок должен знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка,
собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом,
акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4
цветов (ромашка, тюльпан, роза).
Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие
предметы.
Ребенок должен знать части суток — утро, день, вечер, ночь.
Ребенок должен уметь называть явления природы — дождь, снег, ветер.
Навыки обихода
Ребенок должен уметь самостоятельно одевать предметы одежды (без застежек).
Ребенок должен уметь разрезать ножницами бумагу.
Ребенок должен уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д.
Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки.
Ребенок должен знать основные правила гигиены.
Приложение 2
Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
«Возрастные особенности детей 4-5 лет»
Росто-весовые характеристики
Средний вес девочек изменяется от 16 кг в четыре года до 18,4 кг в пять лет, у мальчиков – от 17
кг в четыре года до 19,7 кг в пять лет. Средняя длина тела у девочек изменяется от 100 см в четыре года
до 109 см в пять лет, у мальчиков – от 102 см в четыре года до 110 см в пять лет.
Функциональное созревание
Данный возраст характеризуется интенсивным созреванием нейронного аппарата ассоциативной
коры больших полушарий. Возрастание специализации корковых зон и межполушарных связей. Правое
полушарие является ведущим.
Продолжается развитие скелета, мышц, изменяются пропорции тела. Слабо, но проявляются
различия в строении тела мальчиков и девочек.
Психические функции. Ведущим психическим процессом в данном возрасте является память. В
четыре-пять лет интенсивно формируется произвольная память, но эффективность непроизвольного
запоминания выше, чем произвольного. Начинает формироваться опосредованная память, но
непосредственное запоминание преобладает. Возрастает объем памяти, дети запоминают до 7-8
названий предметов.
К концу пятого года жизни восприятие становится более развитым. Интеллектуализация
процессов восприятия – разложение предметов и образов на сенсорные эталоны. Восприятие
опосредуется системой сенсорных эталонов и способами обследования. Наряду с действиями
идентификации и приравнивания к образцу, интенсивно формируются перцептивные действия
наглядного моделирования (в основном, через продуктивные виды деятельности). Дети способны
упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие
параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Основной
характеристикой мышления детей четырех-пяти лет является эгоцентризм. Наряду с интенсивным
развитием образного мышления и расширением кругозора, начинает формироваться наглядносхематическое мышление. Интенсивно формируется воображение. Формируются такие его
особенности, как беглость, гибкость. С четырех лет внимание становится произвольным, увеличивается
устойчивость произвольного внимания. На пятом году жизни улучшается произношение звуков и
24
дикция, расширяется словарь, связная и диалогическая речь. Речь становится предметом активности
детей. Для детей данного возраста характерно словотворчество. Интерес вызывают ритмическая
структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. В период четырех-пяти лет
формируются основы познавательной активности и любознательности.
Детские виды деятельности. На пятом году жизни ребенок осваивает сложную систему норм и
правил, принятых в социуме. Формируется развернутая сюжетно-ролевая игра, где центральным
содержанием выступает моделирование системы человеческих отношений в ходе выполнения игровой
роли. В данном возрасте в игре дети различают игровые и реальные отношения, характерна ролевая
речь. Конфликты чаще возникают в ходе распределения ролей, роли могут меняться в ходе игры. Игра
носит процессуальный, творческий характер. Детям доступны игры с правилами, дидактические игры.
Развивается изобразительная деятельность. Совершенствуется техническая сторона изобразительной
деятельности, замысел смещается с конца на начало рисования. Дети могут рисовать основные
геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Формируются навыки конструирования по образцу, доступно
конструирование по схеме, по условию и по замыслу, а также планирование последовательности
действий.
Продуктивные виды деятельности способствуют развитию мелкой моторики рук.
Коммуникация и социализация. В общении со взрослыми интенсивно формируются
внеситуативные формы общения, в частности – внеситуативно-познавательная форма общения, возраст
«почемучек» приходится именно на четыре-пять лет. У детей формируется потребность в уважении со
стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их
повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной
феномен. Со сверстниками продолжает формироваться ситуативно-деловая форма общения, что
определяется развитием развернутой сюжетно-ролевой игры и совместными видами деятельности со
сверстниками. При этом, характер межличностных отношений отличает ярко выраженный интерес по
отношению к сверстнику, высокую значимость сверстника, ребенок болезненно реагирует на похвалу
другого ребенка со стороны взрослых, конфликтность со сверстниками также характерна для данного
возраста. В группе формируется стабильная структура взаимоотношений между детьми, определяющая
социометрический статус каждого ребенка.
Саморегуляция. В период от четырех до пяти лет существенно возрастает роль регулятивных
механизмов поведения. Потребность в самовыражении (стремление быть компетентным в доступных
видах деятельности) определяет развитие произвольности. В игре ребенок может управлять
собственным поведением, опираясь на систему правил, заложенных в данной роли. Ребенку доступно
осознание основных правил поведения в ходе общения и поведения в социуме. Речь начинает
выполнять роль планирования и регуляции поведения. Интенсивно формируются социальные эмоции
(чувство стыда, смущение, гордость, зависть, переживание успеха-неуспеха и др.).
Личность и самооценка. У ребенка интенсивно формируется периферия самосознания,
продолжает формироваться дифференцированная самооценка. Оценка взрослого, оценка взрослым
других детей, а также механизм сравнения своих результатов деятельности с результатами других детей
оказывают существенное влияние на характер самооценки и самосознания. Появляется краткосрочная
временная перспектива (вчера-сегодня-завтра, было-будет).
25
Приложение № 3
Анкета для родителей
(авторская разработка)
ФИО ребёнка
1. Пересказывает ли ребёнок содержание занятия (сюжет сказки)? – нужное подчеркнуть
Да. Иногда. Нет. (для детей от 3 лет)
2. Показывает ли дома, чему научился на занятии (пальчиковые игры, подвижные игры
танцы и т.д.)?
Да. Иногда. Нет.
3. Отмечаете ли вы улучшения со стороны речи ребёнка (расширение активного словаря)?
Да. Нет. Не знаю.
4. Улучшилось ли физическое состояние ребёнка (координация движений, мелкая моторика,
общая двигательная координация)?
Да. Нет. Не знаю
5. Охотно ли ваш ребенок посещает занятия?
Да. Нет. Иногда. Не знаю.
6. Ваше Ф.И.О.
Укажите, пожалуйста, кем вы приходитесь ребенку (выберите нужный вариант):
Мама Папа Дедушка Бабушка Сестра Брат Иное
Приложение № 4
Таблица №2
«ОЦЕНКА ОБЩЕГО УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ»
ФИО
Навыки
социального
поведения
Координация
движений
Речь
1.
2.
3.
4.
5.
6.
26
Мелкая
моторика
Общий
уровень
Приложение № 5
«Памятка для родителей по организации музыкальных занятий на дому»
1. Начиная занятия с ребёнком двух лет, вам будет интересно и полезно позаниматься с
материалом, рекомендованным для детей более раннего возраста. Когда ребёнок начнёт
уверенно выполнять предложенные задания, переходите к более сложным.
2. Пробуждающееся стремление малыша к самостоятельности требует от родителей
тщательной подготовки к занятиям. При подборе игрового и учебного материала следует
учитывать вкусы ребёнка, время от времени обеспечивать "демонстрацию" успехов ребёнка
членам семьи и друзьям. Переходить к более сложным заданиям надо только тогда, когда
ребёнок легко справляется с предыдущими.
3. Подавайте ребёнку пример – занимайтесь и играйте сами.
4. 1-2 раза в день прослушивайте фрагменты фонограммы, записанной на аудиокассету, иногда
подпевайте, тогда песенки легко запоминаются и разучиваются. Для развития слуха в раннем
детстве очень важно пение матери.
5. Следует определить ближайшие цели музыкального развития вашего ребёнка
6. Первое время занятия проводятся несколько раз в день по 2-5 минуты. Для занятий
выбирайте время, когда ребёнок не устал, у него хорошее настроение. Заниматься нужно,
когда ребёнка не будет никто отвлекать.
7. Радуйтесь бурно его успехам, даже маленьким достижениям, не критикуйте, не показывайте
своего разочарования.
8. Заниматься следует регулярно. Ребёнок, который занимается ежедневно 30 минут, будет
развиваться гораздо быстрее, чем тот, с которым занимаются 2-3 раза в неделю по 1 часу.
9. У маленького ребёнка в первое время может не быть видимых успехов, да и потом бывают
периоды, когда взрослому кажется, что ребёнок "стоит на месте". Надо продолжать работу
по различным направлениям, оформлять задания по-другому, давать новый материал той же
трудности, не спешить. Оценить успехи и обнаружить пробелы помогут краткие записи о
занятиях с ребёнком, в которых вы отметите: форму заданий, песенный репертуар, время
занятий и поведение малыша. Очень важно, чтобы малыш увидел, как вы занимаетесь с
другим ребёнком. Занятия должны проходить оживлённо, весело. Используйте игрушки,
кукол, будьте изобретательны, импровизируйте, пользуясь материалами пособия –
придумывайте свои игры.
27