Что такое дизартрия.

01.01.2017

Дизартрия

Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мягкого неба, языка, губ, вследствие чего страдает овладение нормальным звукопроизношением, нарушается тембр голоса.

       Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это – острые и хронические инфекции, токсикоз, родовые травмы, несовместимость по резус-фактору. Часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе (от 65 до 85%).

     Дизартрия нередко приводит к недоразвитию речи (неполноценности словаря, нарушению грамматической связи слов), а в школьном возрасте – к нарушениям письма и чтения. Исправление этих дефектов возможно в результате длительных , своевременно начатых логопедических занятий в сочетании с лечебными мероприятиями.

     Для того чтобы овладеть произношением звуков, дети с дизартрией нуждаются  в тренировочных упражнениях по развитию подвижности речевого аппарата (нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба). Систему этих упражнений,  их последовательность и длительность, конкретные приемы, необходимые именно этому ребенку, планирует логопед.

     Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, неплавное, выход короткий. Это сказывается отрицательно  на голосе и звукопроизношении. Детям трудно произносить длинные слова и фразы. Родители должны уделять постоянное внимание развитию правильного, глубокого дыхания, которое создает благоприятные условия для развития речи и оздоровления детского организма.

     Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. Известно, что у детей очень короткий, неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для формирования правильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:

     - вдох и выдох носом;

     - вдох и выдох ртом;

     - вдох ртом – выдох носом;

     - вдох носом – выдох ртом ( если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).

     Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения: дутье  на ватку, на бумажные игрушки и т.п. перечислим некоторые из них:

     дуть на бабочки, вертушки, цветы, метелочки и т.п.

     дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде;

     дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиться, чтобы выдох был ровным и длительным – тогда вода будет долго и равномерно бурлить;

     надувать резиновые игрушки и шарики;

     играть на губных инструментах. 

     Упражнения, связанные с дутьем, нужно чередовать с упражнениями, развивающими движения губ и языка. Перечислим некоторые виды упражнений, которые легко выполнять самостоятельно в домашних условиях.

 

     Гимнастика губ и щек:

     надувание губ и щек;

     надувание щек попеременно;Хочу такой сайт

     втягивание щек в ротовую полость между зубами;

    сосательные движения – сомкнутые губы вытягиваются вперед «хоботком», затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты симметрично;

     оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз – так, что обнажаются оба ряда зубов;

     вытягивание губ узкой воронкой ( как при свисте);

     движения губ, сложенных «хоботком» влево-вправо;

     вибрация губ ( «кучерской» звук);

     удерживание губами резиновой трубочки или длинной карамельки.

 

     Упражнения для нижней челюсти:

     открывание и закрывание рта ( с прищелкиванием зубами);

     прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих условиях взрослый, придерживая салфетку или жгут, старается выдернуть их. Усилие, прилагаемое взрослым, постепенно увеличивается. 

     Большего внимания требуют упражнения, направленные на развитие подвижности языка. Если у ребенка язык по инструкции взрослого движется плохо (не поднимается к верхним зубам, не отклоняется в стороны и т.д.), то используют рефлекторные ( непроизвольные) движения:

1)     для выдвижения языка вперед к губам подносят конфету; нижнюю губу обмазывают вареньем, и ребенок облизывает ее; к нижней губе прикрепляют кусочек плотной бумажки, и ребенок стремится ее «спихнуть» языком;

2)     для сокращения языка нужно положить кусочек сахара на его кончик;

3)     для выработки движений языка в сторону – положить кусочек сахара  между щекой и зубами или намазать чем-нибудь сладким уголок рта.

Подобные упражнения подготавливают активные движения языка.

     Наибольшая эффективность в преодолении этого сложного нарушения достигается при четкой координации совместных усилий врача, логопеда и родителей.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».