Что такое дизартрия.
01.01.2017
Дизартрия
Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мягкого неба, языка, губ, вследствие чего страдает овладение нормальным звукопроизношением, нарушается тембр голоса.
Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это – острые и хронические инфекции, токсикоз, родовые травмы, несовместимость по резус-фактору. Часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе (от 65 до 85%).
Дизартрия нередко приводит к недоразвитию речи (неполноценности словаря, нарушению грамматической связи слов), а в школьном возрасте – к нарушениям письма и чтения. Исправление этих дефектов возможно в результате длительных , своевременно начатых логопедических занятий в сочетании с лечебными мероприятиями.
Для того чтобы овладеть произношением звуков, дети с дизартрией нуждаются в тренировочных упражнениях по развитию подвижности речевого аппарата (нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба). Систему этих упражнений, их последовательность и длительность, конкретные приемы, необходимые именно этому ребенку, планирует логопед.
Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, неплавное, выход короткий. Это сказывается отрицательно на голосе и звукопроизношении. Детям трудно произносить длинные слова и фразы. Родители должны уделять постоянное внимание развитию правильного, глубокого дыхания, которое создает благоприятные условия для развития речи и оздоровления детского организма.
Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. Известно, что у детей очень короткий, неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для формирования правильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:
- вдох и выдох носом;
- вдох и выдох ртом;
- вдох ртом – выдох носом;
- вдох носом – выдох ртом ( если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).
Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения: дутье на ватку, на бумажные игрушки и т.п. перечислим некоторые из них:
дуть на бабочки, вертушки, цветы, метелочки и т.п.
дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде;
дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиться, чтобы выдох был ровным и длительным – тогда вода будет долго и равномерно бурлить;
надувать резиновые игрушки и шарики;
играть на губных инструментах.
Упражнения, связанные с дутьем, нужно чередовать с упражнениями, развивающими движения губ и языка. Перечислим некоторые виды упражнений, которые легко выполнять самостоятельно в домашних условиях.
Гимнастика губ и щек:
надувание губ и щек;
втягивание щек в ротовую полость между зубами;
сосательные движения – сомкнутые губы вытягиваются вперед «хоботком», затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты симметрично;
оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз – так, что обнажаются оба ряда зубов;
вытягивание губ узкой воронкой ( как при свисте);
движения губ, сложенных «хоботком» влево-вправо;
вибрация губ ( «кучерской» звук);
удерживание губами резиновой трубочки или длинной карамельки.
Упражнения для нижней челюсти:
открывание и закрывание рта ( с прищелкиванием зубами);
прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих условиях взрослый, придерживая салфетку или жгут, старается выдернуть их. Усилие, прилагаемое взрослым, постепенно увеличивается.
Большего внимания требуют упражнения, направленные на развитие подвижности языка. Если у ребенка язык по инструкции взрослого движется плохо (не поднимается к верхним зубам, не отклоняется в стороны и т.д.), то используют рефлекторные ( непроизвольные) движения:
1) для выдвижения языка вперед к губам подносят конфету; нижнюю губу обмазывают вареньем, и ребенок облизывает ее; к нижней губе прикрепляют кусочек плотной бумажки, и ребенок стремится ее «спихнуть» языком;
2) для сокращения языка нужно положить кусочек сахара на его кончик;
3) для выработки движений языка в сторону – положить кусочек сахара между щекой и зубами или намазать чем-нибудь сладким уголок рта.
Подобные упражнения подготавливают активные движения языка.
Наибольшая эффективность в преодолении этого сложного нарушения достигается при четкой координации совместных усилий врача, логопеда и родителей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2019
Дата обновления: 26.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017