1 1.Общие положения 1.1.Настоящее Положение о системе оценки индивидуального развития детей (далее – Положение) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 322 (далее – Учреждение) в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155; - Основной общеобразовательной программой МБДОУ детского сада № 322 (далее – Программа); - Уставом Учреждения. 1.2. Положение регламентирует организацию и проведение педагогической диагностики индивидуального развития воспитанников. 1.3.Действие настоящего Положения распространяется на участников образовательного процесса Учреждения: педагогических работников, участвующих в реализации образовательных отношений и родителей (законных представителей) детей. 1.4. Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ – образовательной программы дошкольного образования предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в том числе педагогическую диагностику индивидуального развития воспитанников. 1.5.Педагогическая диагностика индивидуального развития воспитанников представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации ООП ДО по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОУ. 1.6.Положение определяет права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений ДОУ в ходе проведения процедуры оценки индивидуального развития детей – педагогической диагностики. Педагогическая диагностика индивидуального развития воспитанников используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП ДО. 1.7.Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2.Цели, задачи, функции и принципы педагогической диагностики. 2.1.Цель педагогической диагностики – получение оперативных данных о текущем реальном состоянии образовательного процесса, выявление его тенденций и результативности, лежащих в основе педагогического проектирования. 2.2.Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: 2 - индивидуализации образования (может предполагать поддержку ребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога); - обеспечение эффективности проектирования образовательной работы; - оптимизация работы с группой детей. 2.3.Принципы: - принцип последовательности и преемственности – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном углублении процесса диагностики; - принцип доступности результатов диагностики для педагогов, непосредственно работающих с ребенком и родителям (законным представителям) воспитанников; обобщенной информации для разных групп потребителей (Педагогический совет, экспертная комиссия); - принцип прогностичности – проявляется в ориентации на коррекционно – развивающую работу в «зоне ближайшего развития» дошкольника; - принцип «научности» - диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию; - принцип этичности – диагностика проводится с соблюдением этических норм и правил; - принцип непрерывности – педагогическая диагностика проводится на протяжении всего пребывания ребенком в Учреждении. 3.Организация и порядок проведение педагогической диагностики. 3.1.Педгогичекая диагностика проводится во всех возрастных группах: - при поступлении ребенка в Учреждение – в течение двух месяцев; - в течение года – в целях определения динамики развития ребенка – промежуточная диагностика; - в конце последнего года пребывания ребенком в Учреждении перед переходом в школу – итоговая диагностика; - в случае обращения родителем (законным представителем) ребенка и (или) педагогическим работником Учреждения. Фиксирование результатов – сентябрь – май. Сравнительный анализ промежуточных результатов – май. 3.2.Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится в двух формах: педагогической и психологической. 3.3.Педагогическая диагностика включает в себя: - диагностику педагогического процесса по пяти образовательным областям, что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями; - диагностику музыкального развития воспитанников; - диагностику физического развития (физические качества детей; антропометрические и физические показатели); 3 - диагностику речевого развития для последующей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. 3.4.Психологическая диагностика включает в себя: - диагностику психологической готовности детей к обучению в школе; - уровень адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. 3.5.Диагностику речевого развития проводит учитель-логопед только с согласия родителей (законных представителей). 3.6.Психологическую диагностику развития детей проводит педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике допускается с согласия родителей (законных представителей). 3.7.Педагогическая диагностика проводится путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, непосредственного общения, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). 3.8.Средством фиксации данных педагогической диагностики являются индивидуальные диагностические листы и карта динамики развития детей (в рамках освоения Программы), разработанные автором В.Ю.Белькович. 3.9.Оценка результатов педагогической диагностики осуществляется в словесной (опосредованной) форме: - показатель сформирован (+) – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым; - показатель в стадии формирования (+-) - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры; - показатель не сформирован (-) – не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствуют об успешном освоении детьми требований Программы. Если по каким-то направлениям преобладает оценка «не сформирован», следует усилить индивидуальную работу с ребенком. 3.10.В результате педагогической диагностики, воспитатель: определяет результативность своей работы по созданию условий для успешного освоения детьми Программы; сопоставляет достижения конкретного ребенка в разные периоды, прослеживает динамику его развития; определяет перечень эффективных педагогических действий в соответствии с индивидуальными особенностями детей; консультирует родителей по подбору оптимальных методов развития ребенка. 4.Отвтетсвенность должностного лица, осуществляющего педагогическую диагностику. 4.1.Должностное лицо, осуществляющее педагогическую диагностику, несет ответственность: - за тактичное отношение к каждому ребёнку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха; 4 - ознакомление с итогами педагогической диагностики воспитанников, соответствующих должностных лиц (в рамках их должностных полномочий); - соблюдение конфиденциальности данных; - качество проведения педагогической диагностики воспитанников; - доказательность выводов по итогам педагогической диагностики; - оформление соответствующей документации по итогам проведения педагогической диагностики в установленные сроки. 5. Контроль проведения педагогической диагностики 5.1.Контрль проведения и объективность оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заместителем заведующего, используются следующие виды: - тематический контроль; - текущий контроль; - оперативный контроль. Методы контроля: наблюдение за детьми, наблюдение и анализ образовательной деятельности, изучение документации педагогов, анализ продуктов детской деятельности, собеседование. 6.Документация 6.1.Педагогический работник, осуществляющий педагогическую диагностику: - заполняет индивидуальные диагностические листы и карты динамики развития детей по пяти образовательным областям; - работа с индивидуальными диагностическими листами ведется в течение всего года (воспитатель фиксирует, как идет процесс формирования у ребенка того или иного показателя, помечает при этом период наблюдения); - карты динамики развития заполняются в течение всего года (воспитатель сопоставляет результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом, отмечает динамику); - проводит количественный и качественный анализ по каждой области, а так же справки по результатам педагогической диагностики; - справки в установленные сроки предоставляются заместителю заведующего, который обобщает результаты педагогической диагностики по Учреждению. 6.2.Журналы педагогической диагностики развития ребенка в течение года находится у педагога. В конце учебного года журнал и аналитические материалы сдаются заместителю заведующего и хранятся в МК 4 года. 5