РП по ДОП Театральная студия 2 год обучения

Приложение № 2
к
дополнительной
общеразвивающей
программе
художественно-эстетической
направленности
Театральная
студия
«Живая старина» (музыкально-игровой
фольклор Урала)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации ДОП Театральная студия «Живая старина»
(музыкально-игровой фольклор Урала)
второй год обучения

Срок реализации: 1 год
Составитель: Паркулаб В.А., педагог
дополнительного образования

г.Екатеринбург, 2022
1

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации по реализации рабочей программы
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Содержание деятельности по реализации рабочей программы
Способы и направления поддержки детской инициативы
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение
Модель организации образовательного процесса
Оценочные материалы

3
3
3
4
4
5
6
6
10
11
11
11
12
13
13

2

1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р,
приоритетной задачей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающие
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Традиционная культура несёт в себе знания, без которых общество не может
развиваться. Любовь и интерес к своей родной культуре позволяет с уважением
относиться к культурным традициям и истории других народов, что в перспективе
обеспечивает более гармоничные социальные взаимоотношения в нашем
многонациональном обществе.
Актуальность данной программы
обусловлена несколькими аспектами: - в
условиях современного мира наше общество столкнулось с серьезной проблемой
утраты традиционных ценностей. Это приводит к разрушению духовно-нравственных
основ отдельных личностей и всего общества. В этих условиях необходимо помогать
осваивать нашим детям богатство национальной традиционной культуры, которая
несет в себе духовно-нравственные основы жизни человека; - погружение в мир
традиционной культуры, в мир славного исторического прошлого нашего народа
позволяет не только расширить кругозор ребенка. Это обогащает личность учащихся,
так как позволяет детям воспринимать окружающий мир в свете исторической
перспективы. Такое восприятие помогает ребенку понять, что он не отдельный человек,
оторванный временем от прошлого и будущего (потому, живущий для себя), а
связующее звено в целостной картине исторической реальности; - традиционные виды
народного искусства позволяют реализовать творческий потенциал ребенка в новых
формах.
Рабочая программа Театральная студия «Живая старина» (музыкально-игровой
фольклор Урала) ориентирована на изучение традиционной народной культуры.
Разработана на основе рабочей программы А.В. Чистяковой по предмету «Фольклор
для малышей», методического пособия С.Ю. Майзингер «Знакомство с жанрами
детского фольклора» и в соответствии с действующим законодательством,
нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальными
актами МБДОУ детского сада № 322.
1.2.Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель программы – целостное изучение и понимание смыслов и ценностей
русской народной культуры, творческое самовыражение на основе художественных
средств народного искусства.
Задачи:
- учить разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни;
- учить применять речевые фольклорные обороты в быту;
- учить слышать и правильно интонировать в пределах октавы;
- дать представления о народных праздниках, их обрядах и традициях;
- способствовать использованию детьми в повседневной жизни произведения малых форм
фольклора;
- учить более сложным приемам игры на ложках, играть в оркестре;
3

- познакомить с русскими народными инструментами (треугольник, дудочка, гармонь,
гусли, трещетки, балалайка), учить различать их по звучанию;
- учить сочетать движения рук и ног, выполнять хороводные движения «Улитка»,
«Ручеек», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять
движения в свободной пляске;
- способствовать проявлению самостоятельности, доброжелательности в играх со
сверстниками, правильной оценке своих поступков и поступков окружающих,
проявлению заботы и внимания к окружающим.
1.3.Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Рабочая программа построена в соответствии с основными дидактическими и
общепедагогическими принципами:
-принцип непрерывности (изучение, повторение и усложнение материала на занятиях, в
ходе совместных действий педагога и детей);
- принцип активности (поддержание мотивации и интереса);
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
- принцип психологической комфортности.
Педагогическая целесообразность программы определяется с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся, отличается широкими возможностями
социализации в процессе формирования и развития вокально-певческих и двигательных
навыков, как индивидуально, так и в ансамбле. Данная программа помогает детям
усвоить знания, умения и навыки в выбранной сфере деятельности, развивать у них
потребность в творческой деятельности, дать возможность каждому ребёнку открывать
для себя мир богатейшей традиционной культуры нашего народа, преимущественно
Уральского региона в увлекательных, актуальных для современного мира формах и видах
деятельности.
Практическая значимость:
- формирование и развитие вокально-певческих навыков в народной манере способствует
развитию речи, дикции, помогает развить артикуляционный аппарат, что в дальнейшем
помогает свободно и уверенно владеть голосом и речью, в том числе и перед аудиторией;
- знакомство с различными жанрами певческой и игровой традиции позволяет в
увлекательной и интересной форме познакомится с богатейшей культурой нашего
народа, с историей родного края и России;
- работа в группе, в ансамбле способствует развитию навыков социализации, умения
взаимодействовать с другими, уметь слышать окружающих и заявить о себе в форме
творческой активности.
1.4.Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя
общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении
и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный
нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают
употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый,
честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции,
т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им
взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца
малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это
становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил
поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только
4

оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие
его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм
(дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в
этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с
друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе;
оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается
избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения
дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и
т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.).
Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с
ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга,
эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по
существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств,
эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора
сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как
красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за
другого.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это
связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением
эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное
обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения
конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их
действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры
можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»).
Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего
возникает ещё по ходу самой игры.
Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках,
прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном
велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой
скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч
о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей,
правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно
длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества
(способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно
длительного времени).
В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально
откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и
отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и
внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более
осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и
сознательно подбираются детьми).
1.5.Планируемые результаты
Результаты освоения рабочей программы:
- участвуют в играх с театральными действиями с более развернутыми диалогами;
- разыгрывают русские народные сказки и инсценируют русские народные песни:
5

- применяют речевые фольклорные обороты в быту;
- слышат и правильно интонируют в пределах октавы;
- имеют представления о народных праздниках, их обрядах и традициях;
- используют в повседневной жизни произведения малых форм фольклора;
- владеют более сложными приемами игры на ложках, играют в оркестре;
- знают названия инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещетки,
балалайка) и различают по звучанию;
- умеют сочетать движения рук и ног, выполняют хороводные движения «Улитка»,
«Ручеек», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполняют
движения в свободной пляске;
- оказывают помощь сверстникам и взрослым;
- проявляют самостоятельность, доброжелательность в играх со сверстниками, правильно
оценивают свои поступки и поступки окружающих, проявляют заботу и внимание к
окружающим.
2.Содержательный раздел.
2.1.Содержание деятельности по реализации рабочей программы
Определяющими моментами в подготовке и проведении занятий являются возрастные
особенности детей, время проведения занятий (2 половина дня), которые требуют точного
распределения физической и эмоциональной нагрузки на детей, насыщенность
содержания, чередование видов деятельности.
Занятия проводятся во 2 половину дня, учитывается продолжительность непрерывной
образовательной деятельности, которая отвечает требованиям СанПиН 2.4.3648 – 20.
Длительность занятий на первом году обучения – 25 минут.
Основой обучающего процесса является события русского календарно-обрядового
круга. Закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов,
составляют содержательную и методическую основу программы.
Освоение фольклора в рамках данной программы должно осуществляться по трём
направлениям:
- вокально-певческий
(обучение фольклорной
исполнительской певческой
деятельности);
- игровой (обучение традиционным народным играм, развитие умения организовать игру
самостоятельно);
- декоративно - прикладной (изготовление тематических поделок и традиционных кукол);
- музейно-этнографический (знакомство с традиционной культурой через показ и
соприкосновение
с подлинными старинными предметами быта, элементами
традиционного костюма и предметами прикладного народного творчества).
Формы организации образовательного процесса:
Занятия в коллективе проводятся в очной форме (в соответствии с учебным планом и
содержанием основной программы).
Формы проведения занятий:
В организации образовательного процесса, который строится в соответствии с
возрастными,
психологическими
возможностями
и
особенностями
детей,
основополагающее значение имеют формы занятий, сочетающих практическую (распевки,
разучивание и исполнение песен, проведение игр и хороводов и пр.) и теоретическую
части (рассказ педагога, беседа о народном календаре, о времени года, о календарном
празднике, сведения из истории жанра, традиций его исполнения).
Методы обучения
На занятиях используют следующие методы обучения:
6

- Словесные – (беседы, обсуждения, чтение сказок, декламация текстов, потешек и
прибауток, песенных рифмотекстов, дидактические игры, викторины)
- Наглядные – (просмотр иллюстраций и репродукций, просмотр образцов предметов быта
и изделий мастеров народного творчества, прослушивание образцов песенного фольклора)
- Практические – (игровые и обрядовые действа, исполнение песен, просмотр и
прослушивание звукозаписей народных произведений).
Методы воспитания:
- убеждение;
- стимулирование;
- поощрение;
- требование (совет, игра, просьба, намёк, одобрение, приучение);
- воспитывающие ситуации.
Тематический план второго года обучения.
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Встреча или знакомство. Игры на знакомство.Знакомство
детей с педагогом: игры «Зайка попрыгайка», хороводная
игра «Круг – кружочек», «Чив-чив, воробушек».
Пальчиковая гимнастика «Чики-чики кички», «Мама,
папа! Что? Что? Что?». Пестушки утренние
«Потягунушки», «Травка-муравка со сна поднялась».
«Осень, осень, в гости просим». Знакомство с праздником
Осенины, связанными с ним обычаями и традициями.
Рассказ о том, как дети прощались с насекомыми в
конце лета. Разучивание календарных песен: «Осень,
осень пришла», «Дождик, дождик лей, лей», «Муха –
горюха». Разучивание колыбельной песни «Байки, бай, ты
собачка, не лай», Изготовление куколки «Муха».
«Щедрая осень».Рассказ о сборе урожая, заготовке на
зиму капусты и других овощей как основной
деятельности крестьянской семьи в осеннее время,
связанных с этим капустных посиделок. Разучивание игр и
хороводов «»Вью, вью я капусточку», «Репка-репонька»,
«Огород».Изготовление тряпичной куклы «Крупеничка».
«Покровская ярмарка».Рассказ о празднике Покров,
Покровской ярмарке. Знакомство с народным кукольным
персонажем Петрушкой. Разучивание небылиц и потешек
«Кошка в окошке», «Кот на печке ночевал», «Ай тари, ай
тари». Разучивание пальчиковой игры «Киса ниточки
мотала».Разучивание песни «Купим мы,
бабушка».Разучивание игр «Гончары», «У Маланьи, у
старушки».Изготовление тряпичной куклы «Мишка».
«Баюшки, баю, Машеньку качаю».Рассказ о крестьянском
быте, знакомство с предметами быта в крестьянском
хозяйстве. Рассказ о том, как дети помогали родителям,
что входило в их трудовые обязанности. Знакомство с
колыбельной песней: колыбельные «Котенька - коток»,
«Бай, бай, бай, бай». Изготовление куколки «Пеленашка».
«Осень провожаем – гостей созываем».Рассказ о
празднике Кузьминки. Рассказ об основных ремёслах:
кузнечное, гончарное, плотницкое дело, прядение,
ткачество. Разучивание пальчиковой игры «На двери

1

4

3

2

3

4

7

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

висит замок». Разучивание потешки «Кую, кую ножки»,
«Чин- ча - ры». Разучивание игр «Гончары», «Кузнец
молодец». Изготовление куколки «Столбушка».
«Зимушка, зима, зима снежная пришла».Рассказ о том, что
менялось в жизни семьи с приходом зимы. Чем
занимались люди зимой. Чем занимались дети в это время
года.Скороговорка «Мороз, мороз, через тын перерос».
Пальчиковая игра «Вьюги, вьюги вью». Разучивание
потешки «Чуки, чуки», «Сивка – воронка». Разучивание
игр «Дударь», «Как у дяди Трифона».
«Каждый в семье - работник». Рассказ о зимних занятиях
мужчин и женщин в семье. Рассказ о традиционных
способах изготовления одежды. Разучивание хоровода
«Мы сеяли, сеяли ленок», «Клубок». Разучивание
считалки «Три бычка». Изготовление «Нитяной куколки».
«К нам пришло- прикатило Рождество Христово».Рассказ
о праздниках Святочного периода Рождество, Василия
Великого, Крещения. Разучивание рождественских песен
«Маленький вьюнчик», колядок «Коляда, коляда».
Разучивание рождественской песни «Ангелы в небе».
Роспись рождественского пряника.
«Ангелы летают, чудо возвещают». Рассказ о
традиционном рождественском кукольном представлении
«Вертеп». Изготовление традиционной куклы «Ангел».
Рождественская ёлочка.Рассказ о традициях, связанных с
украшением ёлки в святочный период. Сказка о
Рождественской ёлочке. Разучивание песни «Щедровочка
щедровала». «Разучивание игры «Метёлка», «Я на бочке
сижу». Изготовление украшения для ёлочки.
Сказка – побаска. Сказки с песнями. Знакомство с жанром
сказка с припевками, песенками. Разучивание песенок к
сказкам, исполнение по ролям. Разучивание игры
«Заинька во садочке», «Прянична доска». Изготовление
куколки «Зайчик на пальчик».
«И дорогая-то наша Масленица».Рассказ о проводах зимы,
празднике Масленица, традициях и обычаях, связанных с
этим периодом. Разучивание масленичных песен «Ой,
блины, мои блины», «Широкая масленица». Разучивание
потешки «Блин, да пирог». Пальчиковая игра «Печь
блины». Разучивание игр «Шла коза по лесу», «Лисонька
– кума». Изготовление куколки из мочала «Масленка»,
поделки «Солнышко».
«Петрушка – веселая игрушка».Рассказ о традиционных
масленичных забавах. Театр Петрушка. Разучивание
небылиц – перевертышей, потешек. Повторение игры
«Шла коза по лесу», «Лиса-кума», «Метёлка».
«Широкая Масленица».Проведение праздника «Широкая
Масленица». Театр Петрушки, традиционные игры и
забавы.
«Прощеное Воскресение. Расставание с весельем».Рассказ
о Прощеном воскресении, о наступлении поста.

4

5

2

2

2

5

4

4

2

4
8

Май

Итого:

Разучивание песни «Ты прощай, наша масленица».
Потешка «Масленица –обмануха». Разучивание игры
«Совушка – сова», «Пекла бабушка пирог».
«Сороки». Рассказ о том, как закликали весну.
Разучивание весенних закличек «Подай, боже, ключик»,
«Солнышко, покажись». Разучивание потешки «Мешу,
мешу тесто», «Зайка белый». Разучивание игры
«Перепёлушка», «Дедушка Мазай». Изготовление
традиционного печенья «тетёрки», «каральки».
«Вы к нам летите, весну несите».Рассказ о первых
вестниках весны, о традициях, связанных с закликанием
птиц. Разучивание закличек «Жаворонки-ноги тонки»,
«Чувиль-виль-виль». Пальчиковая игра «Ну-ка, вылетайка». Разучивание хоровода «Летели две птички»,
повторение игры «У перепёлки». Изготовление
традиционной выпечки «Жаворонки».
«Верба хлёст».Рассказ о вербном Воскресении.
Разучивание хоровода «Верба, верба, вербочка».
Разучивание приговорки «Верба хлёст». Повторение игры
«Метёлка», «Дед Мазай». Изготовление куколки
«Веснянка».
«Пасха Красная». Рассказ о празднике Пасха, традициях,
связанным с этим праздником. Разучивание волочебных
песен. Сказка «Про то, как дед Макар Пасху встречал».
Изготовление поделки Пасхальное яичко.
«Разлился ручеёк – золотой рожок».Сказка с припевками
«Медведь и весна». Разучивание потешки «Уж ты Мишкамедведь», «Зайка, зайка, где ты был», «Шёл медведь к
броду». Пальчиковая игра «Наша – то хозяюшка». Игра
«Разлился ручеёк-золотой рожок», «Мак».
«Невелик огород, а накормит весь народ».Рассказ об
основных видах деятельности женщин в крестьянской
семье в весеннее время, посадка овощей. Разучивание
хоровода «Садила баба лук чеснок». Повторение игры
«Мак», разучивание игры «Вор воробей». Разучивание
потешки «Дури, дури, у Петруни». Изготовление поделки
«Мак».
«Хлеб – всему голова».Знакомство с технологией
получения муки и изготовления хлеба. Пословицы и
поговорки о хлебе. Формирование бережного отношения
к хлебу. Разучивание потешки «Пеку, пеку хлебик Маше
на обедик». Повторение игры «Пекла бабушка пирог»
Изготовление пирога «сладкая семейка» (коллективная
работа).
«В гостях у сказки».Сказка с напевами. Разучивание
напевов, разыгрывание сказки с детьми по ролям.
Разучивание традиционных весеннее - летних игр: «
Коршун», «Золотые ворота», «Зоря-зоряница», «Гуси» и
др.

2

2

2

3

3

4

3

3

72

9

2.2.Способы и направления поддержки детской инициативы
Форма занятий:
Групповое (ансамблевое пение) предполагает
коллективную работу над звуком,
характером, интонацией, над ритмическими, мелодическими особенностями песен, а так
же связь песен с движением, игрой на музыкальном инструменте. На групповых занятиях
проводятся народные игры, при подготовке к календарному празднику используются
загадки, пословицы, поговорки по теме.
Занятия проходят с сопровождением инструмента и без него. Разучивание песен,
хороводов и игр проходит с голоса педагога и с помощью инструментов.
Постановка голоса
предполагает: вокальные упражнения, распевки для
звукообразования, упражнения для выработки интонации, соответствующей народной
манере исполнения, пение запевов, разучивание подголосков песен.
При разучивании народных песен учитывается специфика народного вокала, элементы,
присущие только народному пению, которые возникли от речевой, без музыкального
сопровождения, естественной интонации, применительно к народной песне. Наиболее
результативными являются традиционные методы разучивания:
- устно-слуховой;
- устно-подражательный;
- метод припевания (вхождения в ритм, мелодику незнакомой песни когда дети
включаются в пение повторяющегося припева, присоединяясь к ансамблю, голосу
педагога или фонограмме).
Занятие, как правило, организуется по схеме:
- пальчиковая гимнастика, упражнение на координацию движений и речи;
- распевание, упражнения для развития певческих навыков;
- теоретические сведения (рассказ о традициях, празднике, трудовом, семейном или
бытовом укладе и п.);
- показ и разучивание нового музыкального материала;
- закрепление пройденного;
- слушание музыки и анализ прослушанного;
- повторение.
Фольклорный праздник является очень важной формой работы. В фольклорном
ансамбле праздники приурочивают к наиболее важным датам народного календаря.
Формы проведения праздника разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты,
вечёрки. Подобная форма работы интересна потому, что на празднике не бывает
пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечён в песню, танец или игру.
Важным является и этап подготовки к празднику, когда дети совместно с родителями
украшают кабинет, создают костюмы, атрибуты праздника.
По содержанию праздники являются интегрированными, так как включают
информационный материал из нескольких областей знаний. Применение эмоциональных
моментов (пение частушек, угощение блинами, куличами и пр.) позволяет заинтересовать
и привлечь внимание детей. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами
являются участниками игровых моментов
и активными помощниками во время
мероприятия, что позволяет сохранить у них положительный эмоциональный настрой.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников фольклорного
ансамбля. При выборе песенного репертуара необходимо проанализировать жанровые
особенности и обрядовую принадлежность песен. Выбор действующих лиц обдумать ход
действия, спланировать хореографию, музыкальное сопровождение, обдумать
художественное оформление, разучить текст песни и мотив , объяснить свой творческий
замысел детям.
Репертуар разнообразен в образно-стилистическом отношении (включает в себя
произведения различных жанров). Программный репертуар составляют произведения
10

различной степени трудности. Исполнение простейших форм открывает возможность
быстрого пополнения репертуара новыми песнями (играми, хороводами), вселяет в детей
уверенность в своих силах, повышает интерес к занятиям. Освоение же сложных форм
стимулирует творческий рост.
Движение во время пения – важная составляющая народного вокального искусства.
Танец и песня не отделимы друг от друга в народном пении. Во всех обрядах, играх,
хороводах обязательно их гармоничное соединение. Программа предполагает работу над
элементами народного танца и бытовой хореографии.
Пение с движением влияет на
качество ансамблевого звучания: дети уверенно интонируют, у них укрепляется дыхание,
улучшается дикция.
2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная сфера, определяющая
путь развития его личности. Наибольшего успеха в обучении маленького ребенка можно
добиться тогда, когда родители хотят и могут разделить с ребенком радость открытия,
поэтому важно познакомить родителей с основными дидактическими подходами к
обучению и постоянно информировать их об успехах ребенка.
Задачи сотрудничества педагога с родителями:
1.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия
для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов эмоциональной
взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
2.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их
уверенность в собственных педагогических возможностях.
3.Изучить воспитательный потенциал семьи, возможность и желание родителей
участвовать в совместной деятельности детского сада и семьи по обучению детей.
4.Вовлекать родителей в образовательный процесс; обогащать знания, практические
умения родителей.
Содержание общения родителей:
1.О целях обучения.
2.О специфических особенностях дошкольников.
3.О специфике методических подходов.
Формы взаимодействия с семьей:
- анкетирование родителей;
- оформление «Уголок родителей»;
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации по запросам родителей;
- целевые наблюдения за детьми в разных видах деятельности;
- День открытых дверей (видеоролики и презентации разных видов совместной
деятельности с детьми).
3.Организацтонный раздел.
3.1.Материально-техническое обеспечение
Помещение: занятия проводятся в просторном зале, который соответствует санитарногигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеются окна и
форточка для проветривания.
Оборудование:
Полки для музыкальных инструментов - 2 шт.
Полки для предметов старинного быта - 3 шт.
Лавки - 6 шт.
11

Стол - 2 шт.
Музыкальный центр - 1 шт.
Инструменты:
1.
Деревянные ложки - 15 пар
2.
Бубенцы - 2 шт.
3.
Трещотки - 1 шт.
4.
Коробочка - 1 шт.
5.
Бубен - 1шт.
6.
Тамбурин - 1шт.
7.
Балалайка - 1шт.
8.
Маракасы - 2 шт.
9.
Свистульки - 4 шт.
Демонстрационные материалы:
1.
Старинные предметы традиционного народного быта.
2.
Тематические наборы иллюстраций.
3.
Куклы для постановок.
4. Распечатки фотографий и картин
3.2. Методическое обеспечение
1.Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством»;
методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений; Санкт –
Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2.Лапуха Т. Ю. «Веретёнце»: Программа для учреждений дополнительного образования.
Екатеринбург, 2007.
3.Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры»: учебно–методическое пособие. СПб 2004.
4.Дайн Г. Л. «Детский народный календарь»; 2001.
5.Дубовик С., Черкасовыа О. «Хоровод круглый год»: Музыкальные композиции для
детского хора. Екатеринбург, 2006.
6.Живое наследие. Выпуск 1: «Игровые модели детского фольклора» / Сост. Жилинская С.
А.; Екатеринбург 1997.
7.«Заинька во садочке»: Сборник народных игр / Сост. Барбутько Л. В., Тарасевич Н. А.;
Екатеринбург, 2000.
8.«Золотые ворота»: Сборник русских народных игр для детей и молодёжи / Сост.
Мельникова М. Н. Новосибирск, 2002.
9.Календарные народные праздники. Осень: Методическое пособие / Сост. Паняк О. Ю.,
Черных Д. А., под ред. Паркулаб В. Н.. Екатеринбург, 2009.
10.Калужникова Т. Н. «Традиционный материнский и детский песенный фольклор
русского населения Урала». Екатеринбург, 2002.
11.Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры»: учебно–методическое пособие. СПб 2004.
12.Круглый год. Народное погодоведение: русский земледельческий календарь. / Сост.
Некрылова А. Ф.. Челябинск 1996.
13.Масленица : Методическое пособие. Серия: Детский фольклор. Вып. 2 / Сост.
Казанцева М. Г. . Екатеринбург, 1997.
14.Науменко Г. М. «Русские народные детские песни и сказки с напевами. М, 2001.
15.Пацей Т. А., Цветкова О. В. «Рождественский праздник в детском саду». СПб, 2000.
16.Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: Методическое пособие / Сост.
Якубовская Е. И., Еремина Н. В., Иванищенко Л. Н.. СПб, 2007.
17.Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. «Летние праздники, игры, забавы для
детей». М, 2001.
18.Поют дети / Сост. Краснопевцева Е. А.. М, 1989.
12

19.Праздник Рождества: Методическое пособие для педагогов дополнительного
образования / Сост. Казанцева М.Г., Кириллова И.Г.. Екатеринбург, 2006.
20.«Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников. Часть 2. Методическое пособие
/ Сост. Якубовская Е. И., Еремина Н. В., Иванищенко Л. И. СПб, 2008.
21.Рокитянская Т. А. «Воспитание звуком»: музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет.
Ярославль. 2002.
22.Российский этнографический музей - детям: методическое пособие для педагогов
дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2001.
23.Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба …». СПб, 2004.
24.Традиционная культура и мир детства / Сост. Успенская Н. Екатеринбург 2008.
25.Хрестоматия сибирской народной песни. / Сост. Байтуганов В., Мартынова Т..
Новосибирск, 2001.
26.Яртова Л. А. «Рождественские посиделки»: Сценарий для проведения святочного
праздника. М, 2004.
3.3.Модель организации образовательного процесса
Услуга
Театральная
студия
«Живая
старина»
(музыкально-игровой
фольклор Урала)

Дни недели
Вторник
15.30. – 15.55. старшие
группы

Пятница
15.00. – 15.20. старшие
группы

3.4.Оценочные материалы
Для достижения обучающимися планируемых результатов используются следующие
методы диагностики:
1) Педагогическое наблюдение
2) Диагностическая карта
3) Выступления в концертных мероприятиях, на конкурсах и фестивалях
4) Участие в народных праздниках.
Оценка знаний, навыков и умений осуществляется по трём уровням.
Низкий уровень 3 балла («удовлетворительно») – воспитанник овладел менее 1\2 объёма
теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.
Средний уровень 4 балла («хорошо») – воспитанник овладел не менее ½ объема
теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.
Высокий уровень 5 баллов («отлично») - воспитанник показывает высокий уровень
знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками.
Способы проверки результатов освоения программы:
Название и время
проведения
Входной контроль в начале
года

Цель проведения

Формы контроля

Определение уровня
Педагогическое
развития детей, их
наблюдение.
творческих способностей.
Диагностическая карта.
Итоговый контроль в конце Определить изменение
Отчётный концерт.
учебного года
уровня развития детей, их
Открытый урок.
творческих способностей.
Диагностическая карта.
Определение результатов.
Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной программе
13

Знания о жанрах

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
1.
2.
Результаты оцениваются по 3 бальной системе:
3 – отлично
2 - хорошо
1 – удовлетворительно
Уровень подготовки воспитанников
Баллы

Уровень

21-27
15-20
9-14

высокий
средний
низкий

14

баллов

Количество

я подготовка
Знания о праздниках

Специальные знания

Чувство ритма

Навыки ансамблевого пения

Творческий подход

Выразительность

я подготовка
Мелодическая память

Музыкальный слух

Имя

Чувство ритма

Практическа

№ Фамилия

Учебный год

Теоретическа

Группа:

Вокальные данные

Год обучения:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».