Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 322 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (презентация для родителей (законных представителей) воспитанников) Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей дошкольного возраста Программа: отвечает образовательным запросам социума; обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижения детей уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательной программы начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям и специфичных для их возраста видов деятельности Структурные компоненты программы 1.Целевой раздел 3.Организационный раздел 2.Содержательный раздел Каждый из разделов содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений Дополнительный раздел (краткая презентация программы) Цель программы Обязательная часть разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций Цель программы Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1.Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; формирование основ базовой культуры личности, развитие психофизиологических особенностей и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе в ходе освоения традиционными и инновационными социальными и культурными практиками, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 2.Формирование у детей основ финансовой культуры, правильного восприятия денег и денежных отношений на парадоксальной логике и универсальной визуальной основе (в виде НКБ); для сбалансированного восприятия материальных и духовных ценностей, устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к успешной социализации в условиях непрерывных социально-экономических перемен. Планируемые результаты освоения программы Целевые ориентиры в раннем возрасте (к трём годам): •интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий; •стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно; •владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек; •проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями; • в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения; • проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания; • любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.); • с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.). Планируемые результаты освоения программы Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (к 7 годам): • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; • ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; • ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам; • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; • у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей Возрастные категории, на которые рассчитана программа с 2 до 3 лет – группа раннего В МБДОУ 6 групп возраста общеразвивающей с 3 до 4 лет – младшая группа направленности с 10,5 с 4 до 5 лет – средняя группа часовым пребыванием детей с 5 до 6 лет – старшая группа с 6 до 7 лет – подготовительная группа В том числе, Программа ориентирована на категорию детей с ОВЗ (нарушениями речи: ОНР, ФНР, ФФНР) Работа с такими категориями детей осуществляется: - учителем-логопедом (логопедическая помощь); - педагогом – психологом (развивающие занятия). Коррекционно-развивающая работа ведется как индивидуально так и с подгруппой детей, 2 раза в неделю Направления развития (образовательные области) 1.Социально-коммуникативное развитие 2.Познавательное развитие 3.Речевое развитие 4.Художественно – эстетическое развитие 5.Физическое развитие Виды детской деятельности (в раннем возрасте с 2 до 3 лет) - предметная деятельность и игры с динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т.д.); - общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметамиорудиями (ложка, совок, лопатка и т.д.); - восприятие смысла музыки, сказок и стихов, рассматривание картинок; - двигательная активность Виды детской деятельности (дошкольный возраст с 3 до 7 лет) игровая деятельность; коммуникативная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из различных материалов, включая конструкторы, модули, бумагу, природный или иной материал; - изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация, художественное конструирование); - музыкальная деятельность; - двигательная деятельность - Продолжительность дневной суммарной нагрузки Для детей раннего возраста ( с 2 до 3 лет) – 20 мин. (2 занятия в первую половину дня по 10 мин.) Для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) – 30 мин. ( 2 занятия в первую половину дня по 15 мин.) Для детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет) - 40 мин. (2 занятия в первую половину дня по 20 мин.) Для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) – 50 мин. (2 занятия в первую половину дня и 1 занятие во вторую половину дня, но не чаще 2 раз) Для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) – 60 мин. (2 занятия в первую половину дня по 30 мин. и 1 занятие во вторую половину дня, но не чаще 3 раз) Учебно-методический комплекс, используемый для реализации Программы (обязательная часть ) Ранний возраст • Адаптационные игры для детей раннего возраста. – Кривенко Е.Е - Издательский дом «Цветной мир», 2022 • Дидактические игры для детей раннего возраста. – Касаткина Е.И. Издательский дом «Цветной мир», 2019 • Развивающие игры малышей с предметами – Кривенко Е.Е. - Издательский дом «Цветной мир», 2020 • Познавательное развитие детей третьего года жизни. - Протасова Е.Ю., Родина Н.М. - Издательский дом «Цветной мир», 2019 • Экологическое воспитание детей. Третий год жизни. – Николаева С.Н. Издательский дом «Цветной мир», 2019 Речевое развитие детей третьего года жизни. –Ушакова О.С. - Издательский дом «Цветной мир», 2019 • • Изобразительная деятельность в детском саду третий год жизни. –Лыкова И.А. Издательский дом «Цветной мир», 2020 • Первые шаги в мир искусства. Интегрированные занятия. Третий год жизни. Корчаловская Н.В., Колтакова Е.Б. - Издательский дом «Цветной мир», 2020 Учебно-методический комплекс, используемый для реализации Программы (обязательная часть ) Дошкольный возраст • Играем, дружим, растем. Сборник развивающих игр. – Авт.-сост. Артюхова И.С., Белькович В.Ю. – М.: «Русское слово - учебник», 2018 • Развивающие игры. – Авт.-сост. Смирнова Е.О.- М.: «Русское слово - учебник», 2020 • Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты различных форм работы.Тимофеева Л.Л. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 • Конспекты игровых комплексных занятий по книгам-пазлами «Мозаика развития». Младшая группа. – авт.-сост. Артюхова И.С. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 Авт.-сост. Белая К.Ю. – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2018 • Обучение дошкольников грамоте. – Варенцова Н.С. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 • Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. – Лыкова И.А. – Издательский дом «Цветной мир», 2013 Учебно-методический комплекс, используемый для реализации Программы (часть, формируемая участниками ОО) Ранний возраст Дошкольный возраст СамоЦвет: младенческий и ранний возраст - Н. В. Дягилева, к. п. н., доцент; О. В. Закревская, к. психол. н.; О. В. Толстикова; О. А. Трофимова, к. п. н., доцент, и др. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019 СамоЦвет: дошкольный возраст Н. В. Дягилева, к. п. н., доцент; О. В. Закревская, к. психол. н.; О. В. Толстикова; О. А. Трофимова, к. п. н., доцент, и др. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019 Дети и денежные отношения: парциальная программа финансового воспитания дошкольников - Кузнецова Н.А. – Екатеринбург, 2021 (старший дошкольный возраст) Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников При реализации образовательной программы МБДОУ осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников в целях: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи; повышения компетентности родителей (законных представителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечения единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях Образовательной организации и семьи; повышения воспитательного взаимодействия семьи через решение задач: информирование родителей (законных представителей); просвещение родителей (законных представителей); вовлечение родителей (законных представителей); способствованию развитию; построение взаимодействия на принципах: приоритета семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка; открытости; взаимного доверия, уважения и доброжелательности; индивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье; возрастосообразности по направлениям: диагностико – аналитическое; просветительское; консультационное реализация образовательных задач, проектов, мероприятий; организация развивающей предметно-пространственной среды. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !