Рабочая программа педагога-психолога с детьми с ТНР

Приложение №
к адаптированной образовательной программе
дошкольного образования детей
с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II и III уровня)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы
с детьми дошкольного возраста, имеющими ТНР
на 2023 – 2024 учебный год

Составитель: Дамзина К.А.,
педагог – психолог, 1 КК

2023 г.

Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………….…………….……………………………………...3
1.1.1. Цель и задачи реализации программы....……………………………………………………..3
1.1.2. Принципы построения работы с детьми с ТНР……………………………………………...3
1.1.3. Психологические особенности развития детей с ТНР….……...……………………………4
1.2. Планируемые результаты освоения программы…………………...…......................................8
II. Содержательный раздел
2.1. Описание коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в четырех направлениях работы педагога-психолога, с
описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы, с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов…………………………………………………………9
2.1.1 Направление «Психологическая диагностика»………...................……………………….10
2.1.2. Направление «Психологическое развитие и коррекция»………….………………………11
2.1.3. Направление «Психологическое консультирование»……………………………………..15
2.1.4. Направление «Психологическое просвещение и профилактика»…………………………15
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения……17
3.2. Методическое обеспечение процесса психологического сопровождения………………….17
3.3. Модель коррекционно-развивающего процесса……………………………………………...18
3.3.1. Расписание…………………………………………………………………………………….19

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа) разработана педагогом-психологом на основе
адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми
нарушениями речи (ОНР II и III уровня)
Рабочая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами,
регулирующими деятельность педагога-психолога:
- «Конвенция о правах ребенка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989,
ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Примерная рабочая программа воспитания для образовательных Организаций, реализующих
образовательные программы Дошкольного образования от 1 июля 2021 № 2/21
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), утвержденный
Приказом Министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (с изменениями).
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования).
- Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения
диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования».
- Письмо Министерства образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях
логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений».
- Письмо Министерства образования РФ от 27.06.03 № 28-51-513/16 «Методические
рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования».
1.1.1. Цель и задачи рабочей Программы
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности
педагога-психолога по созданию социально-психологических условий для полноценного
обучения и развития.
Психологическое сопровождение выступает как комплексная технология, поддержка и
помощь в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребёнка.
Рабочая программа педагога-психолога предусматривает разностороннее развитие детей,
развитие их личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности, коррекция
недостатков в их речевом развитии.
Цель программы: создание специальных условий для развития детей с тяжелыми
нарушениями речи с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе
индивидуального подхода.
Задачи программы:
1. Создавать условия для сохранения физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
2. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР посредством
коррекционно-развивающих занятий в соответствии с образовательным маршрутом;
3. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьям воспитанников и
повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи;
4. Просвещать педагогов по особенностям взаимодействия с детьми с тяжелыми
нарушениями речи и их развитию в условиях общеразвивающей группы.
Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:
- реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным
маршрутом воспитанника;
- учет особенностей развития каждого ребенка;
- предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;
- создание условий по охране и укреплению здоровья детей;
- формирование мотивационной готовности к обучению;

3

наличие
оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии
отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности.
Реализация Программы осуществляется в четыре этапа:
1. Диагностический этап. Проведение индивидуальной психологической диагностики детей c
ТНР, сбор анамнестических данных.
2. Организационно-методический этап. Определение индивидуального образовательного
маршрута по рекомендации специалистов ТПМПК и результатам психологической
диагностики.
3. Коррекционно-развивающий этап. Индивидуальные и подгрупповые
коррекционноразвивающие занятия с детьми с ТНР.
4. Заключительный этап. Проведение итоговой психологической диагностики. Подведение
результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
1.1.2. Принципы построения работы с детьми с ТНР.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для
детей с ТНР приобретают особую значимость.
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Задачи
коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного
(исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей), профилактического,
развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психологопедагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое
обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной
коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль
развития лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его
деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний,
что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3.
Принцип
коррекционной
направленности
воспитания
и
обучения,
предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на
учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных
возможностей ребенка; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ;
пронизывает все звенья воспитательно-образовательного процесса;
4. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно- развивающего
воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных
условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка,
психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности,
неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и
воспитании детей с ТНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно
отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее
распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-,
игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в
реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров
ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать
ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционноразвивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
4

1.1.3. Психологические особенности развития детей с ТНР
Все психические процессы у ребенка - память, внимание, воображение, мышление,
целенаправленное поведение - развиваются при непосредственном участии речи (Л. С.
Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.)
«У многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют
место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное
отставание психического развития» (Е.М. Мастюкова, 1976)
Мышление. Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи
в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта. У детей
с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и,
наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем
сведений об окружающем, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении
причинно - следственных связей явлений. Для многих детей с тяжелыми нарушениями речи
(ТНР) характерна ригидность мышления. Обладая полноценными предпосылками для
овладения мыслительными операциями, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением.
Дошкольники с ТНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают
от своих нормально развивающихся сверстников.
Ответы детей с ТНР по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к
простому называнию изображенных предметов либо носят форму короткого предложения. Как
следствие, речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи,
многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого
воображения являются серьезным препятствия для словотворчества детей.
Внимание. Многие авторы отмечают у детей с ТНР недостаточные устойчивость, объем
внимания, ограниченные возможности его распределения (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В.
Чиркина, А. В. Ястребова).
Следует отметить, что Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин
возникновения общего недоразвития речи. Низкий уровень произвольного внимания приводит
к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности (О. Н.
Усанова, Ю. Ф. Гаркуша, 1985).
Данные нарушения выражаются в следующем:
1. Дети быстро устают в процессе деятельности, продуктивность, темп быстро падают;
2. Дошкольники испытывают трудности при планировании своих действий, поиске способов и
средств, в решении различных задач, ошибаются на протяжении всей работы (характер ошибок
и их распределение во времени качественно отличаются от нормы);
3. Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с ТНР речи
оказывается трудной, порой невыполнимой задачей;
4. Все виды контроля деятельности (упреждающий, текущий и последующий) часто являются
несформированными или значительно нарушенными. Особенности произвольного внимания у
детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, например, если для
детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению
«на экспериментатора». Дети смотрят на экспериментатора, и пытаются определить по его
реакции, правильно или нет они выполняют задание). Для детей с ТНР преимущественными
видами отвлечения являются следующие: посмотрел в окно, по сторонам, осуществляет
действия, не связанные с выполнением задания.
Память. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ТНР заметно
снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально
говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые),
опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий;
запоминание вербальных стимулов у детей с ТНР значительно хуже, чем у детей без речевой
патологии.
Восприятие. Нарушение восприятия отмечается у всех детей с нарушением речи. По данным
многих авторов, несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе
причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного
возраста.
5

При общем недоразвитии речи восприятие сформировано недостаточно и имеет ряд
особенностей, которые выражаются:
1. В нарушении целостности восприятия. Дети не могут сложить разрезную картинку, не
выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала; характерным
является неточное расположение деталей в рисунке, либо фигуры в пространстве.
2. Дети испытывают трудности при соотнесении с сенсорными эталонами; при соотнесении
этих образцов-эталонов с предметами окружающего мира. При выполнении задачи
«приравнивание к эталону» дошкольники часто используют элементарные формы
ориентировки.
3. Нарушено восприятие собственной схемы тела. Наблюдаются трудности ориентировки в
собственном теле, особенно при усложнении заданий (А. П. Воронова, 1993). Формирование
представлений о ведущей руке, о частях лица, тела происходит позднее, чем у нормально
развивающихся сверстников.
4. Пространственные ориентировки. Важно отметить, что при ТНР у детей нарушено
формирование пространственных представлений. Многие пространственные понятия (спереди,
сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются
в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над,
около). Затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих
местонахождение объекта.
5. Дошкольники с ТНР имеют и низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом
дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг
на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в
назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети
оказываются не готовыми к овладению письмом.
Моторика. В результате исследований сотрудниками лаборатории высшей нервной
деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР установлено, что
уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук. «Морфологическое и функциональное формирование речевых
областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук», «влияние
проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока
идет формирование речевой моторной области» (М. М. Кольцова, 1973, 1979).
Для детей с общим недоразвитием речи характерно некоторое отставание в развитии
двигательной сферы: движения у них плохо координированы, снижены скорость и четкость их
выполнения. Дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной
инструкции. Отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении
двигательных упражнений и заданий пространственно-временным параметрам.
Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики: общей,
мимической, мелкой и артикуляционной. Характерными являются особенности развития
мимической моторики. Страдает точность и полнота выполнения движений. При сохранных
непроизвольных движениях отмечается появление содружественных движений при попытке
выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним
глазом); выявляется неполнота и неточность в работе мышц и органов артикуляционного
аппарата.
Недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений влияет на способность детей к
изобразительному творчеству. У детей наблюдается узость тематики рисунков и многократные
повторения темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов
лепки и конструирования, неумение владеть ножницами и т.д. И даже дети, владеющие
элементарными техническими приемами, не проявляют достаточной усидчивости, воли и
внимания в своих занятиях. Снижено и критическое отношение к чужой и своей работе.
Эмоционально-волевая сфера. Повышенное внимание к эмоциональному развитию
дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом
возрасте - начала произвольности психических процессов и психологической готовности к
школе (В. А. Аверин, 1998).

6

Авторы исследований обращают внимание на нестабильность эмоционально-волевой
сферы у детей с ТНР. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей
эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности (Н. С.
Жукова, Е. М. Мастюкоав, Т. Б. Филичева, 1990). Отмечаются аффективные реакции: дети
осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению,
инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание
словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание. Дети, как правило, не
прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции (Л. И. Белякова, Ю. Ф.
Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фитередо, 1991).
Такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность
словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного
высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих
трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм
коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения:
незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Данное утверждение во многом объясняет свойственную, в отличие от детей с
нормальным речевым развитием, пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих,
склонность к спонтанному поведению, повышенную обидчивость и ранимость, страхи.
Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитию
отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, негативизму, замкнутости,
заниженной самооценке, агрессивности. Как следствие затрудняются не только процесс
межличностного взаимодействия детей, но и создаются серьезные проблемы, которые
сказываются при развитии и обучении.
Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при
непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного
руководства ею.
На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом
общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без
специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и
жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает.
Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе
целенаправленной игровой деятельности. Таким образом, для детей с ТНР характерными
являются:
- неустойчивость внимания, снижение объема, ограниченные возможности его
распределения;
- нарушение восприятия;
- снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;
- низкий уровень развития воображения;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
- нарушение мелкой, общей, мимической, артикуляционной моторики;
- эмоционально-волевая незрелость;
- низкая познавательная активность;
- недостаточная регуляция произвольной деятельности;
- трудности в общении.
Все указанные выше факторы, несомненно, отрицательным образом сказывается на
познавательном развитии детей. Дети с ТНР не могут спонтанно встать на онтогенетический
путь развития речи, свойственный нормальным детям (Л.Ф. Спирова, 1980). С точки зрения
оказания действенной коррекционно-педагогической помощи, важным будет являться
комплексное решение вопроса, с учетом влияния первичного речевого недоразвития на
психическое развитие ребенка, при отсутствующих коррекционных мероприятиях может
замедляться темп интеллектуального развития. Поэтому неслучайно профессором Левиной Р.Е.
был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, который
включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку
детей к обучению в школе, то есть усвоение элементов грамоты.
7

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Показатели
Характеристика
Ведущая потребность
Потребность в общении в и самоутверждение
Ведущая функция
Общение со сверстниками, осознания своего «Я»
Игровая деятельность
Усложнение
игровых
замыслов,
длительные
игровые
объединения, групповые игры.
Отношения со взрослыми Взрослый интересен как партнер по индивидуальному общению,
источник информации.
Отношения со
Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Высокая
сверстниками
потребность в общении со сверстниками. Обнаруживаются
первые влюбленности.
Эмоции
Преобладание ровного оптимистичного настроения.
Способ познания
Общение
с
взрослым,
сверстником,
самостоятельная
деятельность, экспериментирование.
Объект познания
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые,
нравственные нормы.
Восприятие
Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие
времени, пространства), организуются в систему и используются
в различных видах деятельности.
Внимание
Умение направлять и удерживать внимание на предметах и
объектах. Удерживает внимание до 25 мин. Объем внимания
составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7.
Память
Развитие целенаправленного запоминания.
Объем памяти 5-6 объектов, 5-6 слов.
Мышление
Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение
сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воображение
Развитие творческого воображения стереотипности образов.
Условия успешности
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие
самосознания
Новообразования возраста Планирующая функция речи.
Осознания своего «Я» и возникновение внутренних позиций.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые результаты представлены с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных различий, а также особенностей детей с ТНР.
Планируемые результаты освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста с
ТНР.
К концу данного 6-го года жизни:
1. Принимает участие в разных видах деятельности -игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.;
2. выбирает себе род занятий и может стать участником по совместной деятельности;
3. положительно относится к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
4. умеет ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих
поступках следовать положительному примеру, умеет слушать собеседника, не перебивать без
надобности, пытается выражать свое мнение.
5. развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре;
6. владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
7. развито наглядно- образное мышление;
8. сформирована произвольность зрительной и слуховой памяти;
9. удерживает внимание 25 минут;
10. имеет объем памяти 6 предметов;
8

12. способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может
соблюдать правила безопасного поведения;
13. проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, начинает
устанавливать элементарные причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
14. способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
15. подвижен, вынослив, владеет основными движениями, пытается контролировать их и
управлять ими.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в четырех направлениях работы, с описанием вариативных
форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интеров.
Формы работы с детьми: 1 раз в неделю –индивидуальное занятие.
Продолжительность занятий:
- старший дошкольный возраст (6-7 лет) - 25 минут.
Срок реализации программы- 1 год.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения
деятельности детей с ТНР по развитию основных компетенций:
- коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций;
- компетенций эмоционально-волевой сферы;
- развитие пространственных представлений;
- развитие игровой деятельности;
- коррекция и развитие познавательной сферы.
Методы реализации программы по направлению «Психологическая коррекция и
развитие» развитию коммуникативных компетенций, эмоционально-волевой сферы и
познавательных способностей:
-загадки,
-игры,
-игровые проблемные ситуации,
-моделирование,
-познавательные беседы,
-коллекционирование,
-экспериментирование и опыты,
- наблюдения,
-чтение художественной литературы,
-изобразительная продуктивная деятельность.
Возраст
Название метода
Определение метода
Условия применения
воспитанни
ков
Словесные методы
Словесные
методы Словесные
методы Все
подразделяются
на позволяют в кратчайший возрастные
следующие
виды: срок
передать группы
рассказ,
объяснение, информацию детям
беседа
Наглядные методы
Под
наглядными Метод
иллюстраций Все
методами понимаются предполагает показ детям возрастные
такие
методы,
при иллюстративных пособий: группы
которых
ребенок плакатов, картин.
9

Практические методы

Метод мотивации и
стимулирования
у
воспитанников
первичных
представлений
и
приобретения
ими
опыта поведения и
деятельности
Методы,
способствующие
осознанию
детьми
первичных
представлений
и
опыта поведения и
деятельности
Методы
создания
условий,
или
организации развития
у детей первичных
представлений
и
приобретения детьми
опыта поведения и
деятельности

получает информацию с
помощью
наглядных
пособий и технических
средств.
Практические методы
основаны
на
практической
деятельности детей и
формируют
практические умения и
навыки
Традиционными
методами мотивации и
стимулирования
деятельности
детей
являются поощрение и
наказание.
Рассказ
взрослого,
пояснение, разъяснение,
беседа,
чтение
художественной
литературы,
обсуждение,
рассматривание
и
обсуждение,
наблюдение и другое
Методы
создания
условий,
или
организации развития у
детей
первичных
представлений
и
приобретения
детьми
опыта поведения и
деятельности

Выполнение практических Все
заданий проводится после возрастные
знакомства детей с тем группы
или иным содержанием, и
носят
обобщающий
характер.
Эти методы (поощрение и Все
наказание)
являются возрастные
методами
прямого группы
действия и не должны
превалировать в процессе
реализации Программы.
Данная группа методов Все
базируется на положении возрастные
о единстве сознания и группы
деятельности.

Смысл приучения состоит Все
в том, что детей в самых возрастные
разных
ситуациях группы
побуждают поступать в
соответствии с нормами и
правилами, принятыми в
обществе.

Средства реализации рабочей программы
Для эффективной реализации рабочей программы и качественной организации
образовательной деятельности педагоги используют разнообразные средства обучения:
-программно-методическое обеспечение;
- наглядно-демонстрационный, иллюстративный материал;
- игровой, дидактический материал;
- раздаточный материал.
2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»
1.Психологическая диагностика- определение индивидуальных особенностей, склонностей
личности, её потенциальных возможностей, выявление причин и механизмов нарушений в
развитии, социальной адаптации, получение информации об уровне психического развития
детей.
Психологическая диагностика в работе педагога-психолога также направлена на контроль
динамики психического развития детей с ТНР, с целью создания оптимальных условий
развития.

10

Диагностика - это важный подготовительный этап разработки рекомендаций педагогам и
родителям детей с ТНР по оказанию помощи в вопросах развития.
Используемые психодиагностические комплекты
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление
индивидуальных и личностных особенностей.
Данное направление включает разные виды и методы психодиагностик в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей.
- Психодиагностическое обследование психического и эмоционально - волевого развития
детей старшего дошкольного возраста проводится в начале и конце учебного года.
Диагностика проводится авторским методиками и системой методов «Экспресс-диагностика»
Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. Данная психодиагностика позволяет определить уровень развития
психических функций, эмоционально-волевого и личностного развития у детей старшего
дошкольного возраста. По результатам обследования на каждого ребёнка заполняется
диагностическая карта, общие результаты каждой группы фиксируются в сводной таблице.
- Углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского
коллективов проводится с целью выявления и конкретизации проблем участников
воспитательно-образовательного процесса. Данное обследование проводится по запросам
родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям. Методами диагностики
служат проективные методики, беседа, интервью, наблюдение.
2.1.2. Направление «Психологическое развитие и коррекция»
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекционной
работы психического, эмоционально-волевого и личностного развития детей.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога выстраивается с учетом результатов
психологической диагностики детей с ТНР и рекомендаций ТПМПК.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного
возраста
Цель
Средства
Развитие мелкой моторики - Собирание деревянных пазлов
- пальчиковая гимнастика
- конструктор;
- «Волшебный мешочек»;
- штрихование;
- обвести по пунктирным линиям и расскрасить;
- шнуровка ботинок или ежика с фруктами
- графический диктант;
- Су-Джоку;
- массажный мяч.
Развитие словесно- узоры из кубиков Никитина
логического мышления
- собрать квадраты Никитина;
- заполнить белое пространство деревянными фигурами;
- Коломбово яйцо;
- дроби Никитина;
- блоки «Дьенеша»;
- геоборд;
- досочки Сегена;
- деревянные пазлы;
- лабиринты;
- палочки Кьюизенера;
- «Зашифрованное слово»;
- «Закончи предложение»;
- «Последовательность картинок»;
- «Найди недостающее»
- «Найди лишнее слово»
- «4-й лишний» и т.д.
11

Развитие произвольного
внимания

Развитие слуховой памяти

Развитие зрительной
памяти

Развитие воображения

Развитие зрительного
восприятия

Развитие слухового
восприятия

Развитие тактильного
восприятия

Развитие межполушарных
связей
Развитие пространственновременных отношений

- собери по образцу;
- «Что изменилось?»;
- «Найди отличие»;
- «Найди одинаковые»;
- собери башню;
- лабиринт;
- обратный счет;
- настольная игра «Веселый, грустный, злой»
- «Расставь знаки по образцу»;
- собери пирамиду;
- «Запрещенное слово»;
- «Не пропусти слово».
- «Перескажи рассказ»
- заучивание стихотворений
- «Цепочка слов»
- «Пары слов»
- «Повтори и продолжи»
- игра «Найти пару»
- «Что было изображено на картинке»
- «Что запомнил»
- «Чего не стало»
- Мемо
- «Назови недостающий предмет у пары»
- «Какие появились новые предметы»
- «На что похоже»
- «Продолжи рассказ»
- «Сочини рассказ»
- «Незаконченный рисунок»
- «Так не бывает»
- «Новое назначение предмета»
- Друдлы
- «Лабиринт»
- Пазлы
- Разрезные картинки
- Коломбово яйцо
- «Собери по образцу»
- квадраты Никитина
- кубики Никитина
- «Скажи, что ты слышишь?»
- «Кто хлопнул в ладоши?»
- «Угадай, чей голос»
- «Запомни слова»
- «сверху- снизу-справа-слева»
- «Волшебный мешочек»
- «Рисунки на спине и на ладонях»
- «Разложи палочки разных размеров» с палочками
Кьюизенера
- узнай блок Дьйнеша
- Рисование двумя руками;
- Зеркальное рисование;
- Попробуй повтори.
- Рассказы о временах года;
- Пересказывание рассказов и ответы на вопросы;
- Просмотр иллюстраций о временах года;
12

- «Что ты делаешь в разные части суток?»
- заучивание дня рождения;
- «Попробуй повтори»;
- Игра «Времена суток»;
- Панорама;
- «Зеркало»;
- «Графический диктант»
- «Перерисовывание».
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми
индивидуальных образовательных маршрутах.

конкретизируется

в

2.1.4. Направление «Психологическое просвещение»
Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и
родителей, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в
интересах развития, создания условий для полноценного развития детей с ТНР на каждом
возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении
личности и развитии интеллекта.
Цель: повышение психологической культуры педагогов и родителей о психологическом
развитии детей с ТНР.
Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса
психологической информации для преодоления проблем.
Содействие педагогам в построении психологически безопасной среды выражается в
следующем:
- оптимальное конструирование развивающего пространства;
-развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
- создание в ДОУ благоприятного психологического климата;
- профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;
- психологический анализ занятий.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога- психолога по
повышению психологической компетенции воспитателей и родителей, что рассматривается как
средство профилактики.
Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам
родителей, воспитателей, администрации, так и по инициативе психолога. Обсуждение
некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы,
связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе. Для воспитателей –
реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика
и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность).
Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении
широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного
учреждения они представлены стендовой информацией, распечатками рекомендательных
текстов, развивающих игр и упражнений.
Сотрудничество с родителями:
- индивидуальное консультирование;
-информационный стенд;
-семинары практикумы.
Взаимодействие с педагогами и специалистами:
- консультации и рекомендации для педагогов по результатам диагностики и работы
ППк;
- рекомендации для проведения групповых занятий и индивидуальной работы с детьми
(в течение года);
- индивидуальные консультации (по запросу в течении года);
- психологическое просвещение (по плану ДОУ, по плану педагога- психолога).

13

III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
Рабочая зона специалиста
1.
Письменный стол
2.
Стул
3.
Стеллаж для документации
Коррекционно-развивающее пространство
1.
Демонстрационный и раздаточные материалы для проведения индивидуальных и
групповых занятий по программам;
2.
набор деревянных пазлов;
3.
набор мозаик из картона
4.
настольно-печатные игры («Четвертый лишний», «Цвет, форма», «Собери
цветок», «Азбука эмоций», «Сюжетные картинки», «Разрезные картинки»,
«Находилки», «Кулак- ребро- ладонь», «Попробуй повтори», «Сортировка»,
«Времена суток» и т.д.)
5.
Блоки «Дьенеша»
6.
Квадраты Никитина (деревянные)
7.
Кубики Никитина (деревянные)
8.
Дроби Никитина (деревянные)
9.
Коломбово Яйцо
10.
Балансирующие блоки (пластмассовые)
11.
Балансирующие блоки (деревянные)
12.
Палочки Кьюизенера
13.
Квадрат форм
14.
Деревянные пазлы с карточками
15.
Геоборд
16.
Игра-шнуровка «Ежик»
17.
Развивающая игра «Панорама»
18.
Магнитная книга «Геометрическая мозаика»
19.
Собери фигуру по картинке (деревянные детали)
20.
Досочки Сегена
21.
Домино
3.2. Методическое обеспечение процесса психологического сопровождения.
№
1.
2.

3.

4.

5.

6.

Автор
Немов Р.С.

Название
(электронная
библиотека)
Психология образования
Овчарова Р. В.
(электронная библиотека)
Справочная
книга
школьного
психолога
Рогов Е.И.
(электронная библиотека)
Настольная книга практического
психолога в образовании
Овчарова Р.В.
(электронная
библиотека)
Практическая
психология
образования
Семаго Н.Я.,Семаго (электронная библиотека) Теория и
М.М.
практика
оценки
психического
развития ребенка.
Немов Р.С.
(электронная библиотека)
Психология.
Экспериментальная
14

Издательство
М.:Прсвещений:Вл
адос,1994
М.:Просвещение,19
93
М.:Владос,1995
М.: Издательский
центр «Академия,
2003.
СПб.: Речь,2005
М.:Прсвещений:Вл
адос,1995

4 шт.
8 шт.
1 шт.

8 шт.
3 шт.

1 шт.
2 шт.
2 шт.
2 шт
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

7.

Хухлаева О.В

8.

А.Н. Веракса, М.Ф.
Гуторова

9.

Куражева
Н.Ю.,
Вараева
Н.В.,
Тузаева
А.С.,
Козлова
И.А.
(электронная
библиотека)
Мамайчук
И.И.
(электронная
библиотека)
Царева
Ю.В.
(электронная
библиотека)
ЛесинаС.В.,Попова
Г.П.,
Снисаренко
Т.Л

10.

11.

12.

13.

Волгоград.Учитель,
2014

14.

Шитова Е.В.

15.

Денисова Н.Д.

16.

Доценко Е.В.

педагогическая
психология
и
психодиагностика.
(электронная
библиотека)
«Тропинка к своему Я»
(электронная
библиотека)
«Практический психолог в детском
саду»
(электронная библиотека)
Цветик – семицветик. Программа
интеллектуального, эмоционального
и волевого развития детей 3-4 лет,
4-5 ,5- 6,6-7 лет
(электронная
библиотека)
Психокоррекционные технологии
для детей с проблемами в развитии
(электронная
библиотека)
Коррекция
поведенческих
нарушений у детей
(электронная
библиотека)
Коррекционно-развивающие
занятии. Комплекс мероприятий по
развитию воображения. Я занятия
по снижению детской агрессии.
(электронная
библиотека)
Психологическая
помощь
дошкольникам с ОНР
(электронная
библиотека)
Практические семинары и тренинги
для педагогов. Воспитатель и
ребенок:
эффективное
взаимодействие.
(электронная
библиотека)
Диагностика
эмоциональноличностного
развития
дошкольников 3-7 лет
(электронная
библиотека)
Психодиагностика
детей
в
дошкольных учреждениях.

М.: Генизис, 2009
Мозаика
2012

–Синтез,

Санкт-Петербург,
2011.

СПб., Речь2006
Книголюб М.,2008
Волгоград.Учитель,
2014

М.:- Книголюб
Волгоград:
Учитель,2014

Волгоград:
Учитель,2013
Волгоград:
Учитель,2015

3.3. Модель коррекционно-развивающего процесса
Коррекционно-развивающая работа с детьми осуществляется в следующих формах:
- подгрупповые занятия (не более 2-х);
- индивидуальные занятия.
Модель коррекционно-развивающего занятия: вводная, основная, заключительная.
Часть 1. Вводная
Цель – настроить ребенка на совместную работу, установить эмоциональный контакт,
снизить психоэмоциональное напряжение.
В вводной части занятия используются:

упражнения — приветствия;

игры – разминки — являются средством воздействия на эмоциональное
состояние ребенка, уровень их активности. Позволяет активизировать ребенка, поднять
настроение.
Часть 2. Основная (рабочая)
15

Представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на решение
задач данного коррекционно-развивающего комплекса.
Цель – развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной
сфер ребенка.
В основной части используются:

игры на развитие коммуникативных навыков;

игры на развитие эмоционального- волевой сферы;

игры на развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания,
воображения;

игры на развитие мелкой моторики.
Часть 3. Заключительная
Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы,
закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Используются:
• упражнения и игры на напряжение и расслабление
• ритуал прощания, выход из сказки
• рефлексия занятия
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном
(понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему, и в смысловом (почему это
важно и почему мы это делали).
Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей:
• Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают
напряжение)
• Дыхательная гимнастика (действуют успокаивающе на нервную систему).
• Мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую
роль в формировании выразительной речи детей).
3.4. Расписание
День
Время
недели
08:00-08:25
08:30-08:55
Пн
09:00-09:25
08:00-08:25
Чт

Деятельность
Индивидуальное занятие группа «Звездочки»
Индивидуальное занятие группа «Звездочки»
Индивидуальное занятие группа «Звездочки»
Подгрупповое занятие «Звездочки»

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».