Аннотация к рабочим программам педагога-психолога МБДОУ детского сада № 322 Дамзиной К.А. 1.Программа сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста в процесса адаптации к условиям ДОУ При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла игр-занятий с детьми, которые проводятся с момента прихода детей в детский сад. Именно в этот момент ребенок находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Цель: создание условий для успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Задачи: 1. Формировать навыки взаимодействия детей друг с другом. 2. Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения. 3. Развивать внимание, восприятие, речь. 4. Способствовать развитию чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений. 5. Снижать импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию. 6. Развивать игровые навыки, произвольное поведение. Планируемые результаты: 1. Могут взаимодействовать друг с другом. 2. Положительный эмоциональный фон в группе. 3. Воспринимают слуховую инструкцию, повторяют движения. 4. Выполняют задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения 5. Снижена импульсивность, излишняя двигательная активность, тревога и агрессия. Средства работы: хороводы, марши, песни, пальчиковая гимнастика, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Данные средства быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Структура и форма занятий. Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. В ходе практической работы от быстрой смены сюжетов, ролей, образов дети переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом. Каждое занятие проводится в 2–3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п. Занятия длительностью 8–15 минут проводятся 2–3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4–5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Время каждого занятия: ранний возраст (1,5-2 года) – 8 мин., ранний возраст (2-3 года) – 10 мин., младший дошкольный возраст (3-4 года) – 15 мин. 2.Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения жизни детей 7-го года Настоящая рабочая программа разработана для организации психологопедагогического сопровождения детей 7-го года жизни. Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психологическая диагностика и коррекция, психологическое консультирование родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов Учреждения. Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. Цель программы – создание условий для развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода и формирование психологической готовности детей к обучению в школе. Задачи реализации программы: 1. Выявить особенности развития познавательной, мотивационной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста (7 года жизни). 2. Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе. 3. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей. 4. Развивать познавательную, эмоционально-волевую, коммуникативную сферы личности. 5. Повышать психолого-педагогическую компетентность всех участников образовательных отношений по вопросам подготовки детей к школьному обучению. 3.Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи (ТНР). Рабочая программа (далее Программа) разработана педагогом-психологом на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II и III уровня) Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога по созданию социально-психологических условий для полноценного обучения и развития. Психологическое сопровождение выступает как комплексная технология, поддержка и помощь в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребёнка. Рабочая программа педагога-психолога предусматривает разностороннее развитие детей, развитие их личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности, коррекция недостатков в их речевом развитии. Цель программы: создание специальных условий для развития детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода. Задачи программы: 1. Создавать условия для сохранения физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР посредством коррекционно-развивающих занятий в соответствии с образовательным маршрутом; 3. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьям воспитанников и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи; 4. Просвещать педагогов по особенностям взаимодействия с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их развитию в условиях общеразвивающей группы. Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы: - реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом воспитанника; - учет особенностей развития каждого ребенка; - предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций; - создание условий по охране и укреплению здоровья детей; - формирование мотивационной готовности к обучению; наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности.