Содержание I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………...………….3 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы ………………….………………………..….…….3 1.1.2. Принципы и подходы формирования рабочей программы ………….……………………..…..….4 1.1.3. Возрастные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………..………...4 1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы…………………………………..…….…..7 II. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в четырех направлениях работы, с описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов……………………………………………………………………………….…………………....6 2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»…………………..………………………...………7 2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»……………..…....................8 2.1.3. Направление «Психологическое консультирование» …..……..……………..……………….…..12 2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»……………...……….….13 III. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождение ………………………………………………………………………………………………………...……...14 3.2. Методическое обеспечение процесса психологического сопровождения………………...……….15 2 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана для организации психолого-педагогического сопровождения детей 7-го года жизни. Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психологическая диагностика и коррекция, психологическое консультирование родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов Учреждения. Срок реализации Программы составляет один учебный год. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность педагога-психолога: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г. №1028; - Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Примерная рабочая программа воспитания для образовательных Организаций, реализующих образовательные программы Дошкольного образования от 1 июля 2021 № 2/21 - Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования); - Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»; - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования; - Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-5136/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе». Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы. Цель программы – создание условий для развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода и формирование психологической готовности детей к обучению в школе. Задачи реализации программы: 1. Выявить особенности развития познавательной, мотивационной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста (7 года жизни). 2. Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе. 3. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей. 4. Развивать познавательную, эмоционально-волевую, коммуникативную сферы личности. 5. Повышать психолого-педагогическую компетентность всех участников образовательных отношений по вопросам подготовки детей к школьному обучению. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы. При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка: - культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) - деятельностный подход (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.); - личностный подход (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.); 3 Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для: - сохранения и укрепления здоровья воспитанников; - формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка; - развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; - развития потребности в реализации собственных творческих способностей. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения: - принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; - сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; - принцип полноты, необходимости и достаточности; - единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ; - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. - принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; - принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Формы сопровождения: - диагностика; - коррекционно-развивающая работа; - консультирование; - профилактика; - просвещение. 1.1.3. Возрастные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Развитие психических процессов. Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Внимание. Увеличивается устойчивость внимания -20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти -наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. 4 Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания. Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок. Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения -вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период -сензитивный для развития фантазии. Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. Основные компоненты психологической готовности к школе. Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе. Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения). Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни. 1.2. Планируемые результаты освоения программы 5 К планируемым результатам на этапе завершения дошкольного образования относятся следующие показатели: 1. имеет этические представления в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения в обществе; 2. развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре; 3. владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; 4. развита крупная и мелкая моторика; 5. развито наглядно- образное мышление, формируется словесно-логическое мышление; 6. сформирована произвольность зрительной и слуховой памяти; 7. удерживает внимание до 30 минут; 8. имеет объем памяти- 8 предметов; 9. может формировать внутренний план действий; 10. имеет внутреннюю позиция обучающегося; 11. имеет познавательную мотивацию; 12. способен осознать свое эмоциональное состояние, настроение, самочувствие; 13. доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, имеет и может обосновать свое мнение, уважает мнение других; 14. может соотнести свое поведение с правилами и нормами общества; 15. не применяет физического насилия и вербальной агрессии в общении с другими людьми; 16. сформирована потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; 17. способен самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; 18. адекватно реагирует на эмоциональное состояние других людей, умеет сопереживать II. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в четырех направлениях работы, с описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Формы работы с детьми: - подгрупповые занятия (3-4 ребенка); - групповые занятия; - фронтальное занятие. Продолжительность занятий: 25 минут. Методы, направленные на развитие коммуникативных компетенций, эмоционально-волевой сферы и познавательных способностей: -проблемные ситуации, -демонстрационные опыты, -игры, -решение проблемных ситуаций, -познавательные беседы, -экспериментирование и опыты, - наблюдения, -чтение художественной литературы, -изобразительная продуктивная деятельность. Средства реализации рабочей программы Для эффективной реализации рабочей программы и качественной организации образовательной деятельности педагоги используют разнообразные средства обучения: -программно-методическое обеспечение; - наглядно-демонстрационный, иллюстративный материал; 6 - игровой, дидактический материал; - раздаточный материал. 2.1.1. Направление «Психологическая диагностика» Цель: определение уровня развития познавательных процессов детей. Диагностика психологической готовности к школьному обучению в школе детей 6-7 лет проводится в начале и конце учебного года. Объект Цель диагностики Методики Сроки деятельности Дети Определение уровня Экспресс-диагностика познавательной Сентябрь, май подготовительн условной готовности сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко: ых групп к школе 1 субтест: «Личностная готовность» (самооценка) 2 субтест: «Вырежи круг» (мелкая моторика рук) 3 субтест: «Домик» (внимание) 4 субтест: «10 слов» (память) 5 субтест: «Закончи предложение» (словесно-логическое мышление) 6 субтест: «4-й лишний» (мышление) 7 субтест: «Последовательные картинки» (мышление, речь) 8 субтест: «Найди недостающий» (логическое мышление) 9 субтест: «Рисунок человека» 10 субтест: «Разрезные картинки» (6 частей) (восприятие) 11 субтест: «На что это похоже?» (воображение) 12 субтест. «Запрещенные слова» (развитие произвольности) 13 субтест. «Графический диктант» (развитие произвольности). Дети Изучение Наблюдение По запросу подготовительн особенностей Беседа родителей/ ых групп эмоционально – Проективная методика «Роботы» педагогов волевой, Проективная методика «Барашек в банке» мотивационной и Проективная методика «Моя семья» коммуникативной сфер личности Дети Изучение Наблюдение; По запросу подготовительн психологических Беседа; родителей, ых групп особенностей детей, Проективные методики; педагогов при использовании Методики на определение уровня развития; психологоТехника «Продуктивность мозга». диагностических методик 2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция». Развивающие занятия в подготовительных группах начинаются после завершения диагностики в начале учебного года (октябрь), содержание деятельности определяется следующими программами: 1. Программа развития эмоционального интеллекта детей 7-го года жизни Азбука эмоций» Дамзина К.А. 2. Программа подготовки к школе для дошкольников 7-го года жизни «Будущий 7 первоклассник» Дамзина К.А. Групповые занятия проводятся по программе развития эмоционального интеллекта детей 7-го года жизни Азбука эмоций». Цель: создание условий для развития эмоционального интеллекта у детей. Задачи программы: 1. Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние; 2. Формировать умение выражать свои эмоции; 3. Распознавать эмоции других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; 4. Расширять представление о способах саморегуляции и релаксации; 5. Создать условия для овладения эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях; 6. Способствовать развитию социально- коммуникативных навыков ребёнка для успешной адаптации к школе. Планируемые результаты. Ребенок: 1. Понимает собственное эмоциональное состояние; 2. Умеет выражать свои эмоции; 3. Распознает эмоции других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; 4. Использует способы саморегуляции и релаксации; 5. Владеет эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях; 6. Успешно взаимодействует со сверстниками. Организация занятий: Количество занятий: 19 занятий. Периодичность: 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия: 30 минут. Срок реализации программы: 1 учебный год. Методы: - Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций, вызывающих разнообразные эмоции; - беседа; - упражнения на мышечную релаксацию; - сказкотерапия; - решение проблемных задач; - анализ своего опыта; - обсуждение пословиц и поговорок; - игры на развитие коммуникативных навыков; - игры, способствующие формированию уверенности в себе; - упражнения на саморегуляцию поведения; - упражнения на релаксацию. Методическое обеспечение программы: - картинки с разнообразием эмоций; - подборка терапевтических сказок из пособий «Лабиринт души» О.В. Хухлаева, «Практикум по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич- Истигнеева; - сказки для оценки эмоциональных состояний. В содержание программы интегрируются следующие образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. План деятельности Время Тема Цель проведения Введение Ознакомление с понятием «Эмоция» Октябрь Радость Ознакомление с эмоцией «Радость» Октябрь Грусть Ознакомление с эмоцией «Грусть» Ноябрь 8 Жадность Зависть Зависть-2 Благодарность Злость Злость-2 Страх Страх- 2 Обида Стыд Скромность и хвастовство Ссора Дружба Лучший друг Бережное отношение к животным Распознавание эмоций Ознакомление с эмоцией «Жадность» Ознакомление с эмоцией «Зависть» Продолжение знакомства с эмоцией «Зависть» Формирование знаний о понятии «Благодарность» Ознакомление с эмоцией «Злость» и способами контроля Продолжение знакомства с эмоцией «Злость» Формирование умения справляться со страхом Продолжение знакомства с эмоцией «Страх» Ознакомление с эмоцией «Обида» Ознакомление с эмоцией «Стыд» Ознакомление с эмоциями «Скромность и хвастовство» Ноябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Январь Январь Январь Февраль Февраль Анализ эмоций, формирование представлений о «ссоре» и Февраль способах решения конфликтных ситуаций. Анализ эмоций, которые мы испытываем в дружбе. Февраль Формирование умения понимать эмоции своего лучшего друга Март Формирование знаний о том, что животные тоже умеют Март переживать эмоции. Формирование умения распознавания эмоций Март Групповые занятия проводятся по программе подготовки к школе для дошкольников 7-го года жизни «Будущий первоклассник». Цель: создание условий для формирования учебно- познавательного мотива. Задачи: 1. Формировать знания о школьном пространстве. 2. Формировать представления о школьной деятельности. 3. Формировать знания о школьных правилах. 4. Развивать коммуникативные навыки. Планируемые результаты. Ребенок: 1. Знает, как устроена школа. 2. Имеет представление о школьной деятельности. 3. Знает школьные правила. 4. Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Количество занятий: 4 занятия. Периодичность: 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия: 25 минут. Срок реализации программы: 1 месяц. Методы: - Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций; - беседа; - сказкотерапия; - показ презентаций; - прослушивание песни. Методическое обеспечение программы: - презентация «Виртуальная экскурсия в школу»; - песня «Учат в школе»; -сказки из программы Куражевой Н. Ю., Козловой И. А. «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» План деятельности Тема Цель Время 9 На пороге школы Виртуальная экскурсия в школу Чему учат в школе? Школа- она какая?» Формирование представлений о школе. Формирование представлений о школьном пространстве. проведения Апрель Апрель Формирование представлений о школьной деятельности. Формирование представлений о школьной жизни. Апрель Апрель Для детей с низким уровнем развития организованы подгрупповые занятия по подготовке к школе, направленные на развитие познавательных процессов. Цель: развитие познавательных процессов. План деятельности Цель Средства Развитие мелкой - Собирание деревянных пазлов моторики - пальчиковая гимнастика - конструктор; - «Волшебный мешочек»; - штрихование; - обвести по пунктирным линиям и раскрасить; - шнуровка ботинок или ежика с фруктами - графический диктант; - массажный мяч; - Су-Джок. Развитие - Кубики Никитина словесно- квадраты Никитина; логического - белое пространство с деревянными фигурами; мышления - Коломбово яйцо; - дроби Никитина; - блоки Дьенеша; - геоборд; - досочки Сегена; - деревянные пазлы; - палочки Кьюизенера; - игра «Панорама»; - игра «Заколдованные тропинки»; - игра «Собрать по картинке»; - «Зашифрованное слово»; - «Закончи предложение»; - «Последовательность картинок»; - «Найди недостающее» - «Найди лишнее слово» - «4-й лишний» и т.д. Развитие - собери по образцу; внимание - «Что изменилось?»; - «Найди отличие»; - «Найди одинаковые»; - настольная игра «Веселый, грустный, злой»; - «Расставь знаки по образцу»; - собери пирамиду; - «Запрещенное слово»; - «Не пропусти слово»; - игра «Обратный отсчет»; - игра «Собери башню»; - игра «Балансир «Кит». 10 Развитие слуховой памяти Развитие зрительной памяти Развитие воображения Развитие зрительного восприятия Развитие слухового восприятия Развитие тактильного восприятия Развитие межполушарных связей Развитие пространственновременных отношений - «Перескажи рассказ» - заучивание стихотворений - «Цепочка слов» - «Пары слов» - «Повтори и продолжи» - «Что изменилось» - ответь на вопросы с рассказа - игра «Найти пару» - «Что было изображено на картинке» - «Что запомнил» - «Чего не стало» - «Назови недостающий предмет у пары» - «Какие появились новые предметы» - «На что похоже» - «Продолжи рассказ» - «Сочини рассказ» - «Незаконченный рисунок» - «Так не бывает» - «Новое назначение предмета» - Друдлы - игра «Лабиринт» - Пазлы - Разрезные картинки - Коломбово яйцо - «Собери по образцу» - квадраты Никитина - кубики Никитина - блоки Дьенеша; - «Скажи, что ты слышишь?» - «Кто хлопнул в ладоши?» - «Угадай, чей голос» - «Запомни слова» - «сверху- снизу-справа-слева» - «Волшебный мешочек» - «Рисунки на спине и на ладонях» - «Разложи палочки разных размеров» с палочками Кьюизенера - Узнай блок Дьенеша - Рисование двумя руками; - Зеркальное рисование; - Упражнение «Кулак-ребро- ладонь»; - Игра «Попробуй повтори». - Рассказы о временах года; - Игра «Времена суток»; - Игра «Попробуй повтори» - Пересказывание рассказов и ответы на вопросы; - Наблюдение за природой: - Просмотр иллюстраций о временах года; - «Что ты делаешь в разные части суток?» - Упражнение «Зеркало». 2.1.3. Направление «Психологическое консультирование». Цель: оказание помощи педагогам и родителям (законным представителям) по проблемам 11 межличностных отношений в образовательном пространстве, в том числе и детско-родительских отношений, оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов. Проблема Содержание психологической помощи Консультирование по Развитие познавательной активности, любознательности, проблемам трудностей в наблюдательности, рассуждений. Детские вопросы как форма воспитании и развитии. познавательной активности. Приемы повышения работоспособности, тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учет детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об окружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации деятельности и т.д. Консультирование по Стили воспитания. Техники. Определение оптимальных требований к проблемам детско- ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных родительских ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами взаимоотношений семьи, в том числе с братьями и сестрами. Консультирование по Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в проблемам конфликтных ситуациях. Приемы саморегуляции психоэмоциональных межличностного состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приемы взаимодействия в продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям. образовательном процессе. Консультирование по Психологические условия успешной адаптации. Преодоление проблемам адаптации/ негативного отношения к детскому саду, страха разных видов дезадаптации детей. деятельности, неуверенности.. Проблемы популярных и изолированных дошкольников. Необоснованные претензии на лидерство как проявление дезадаптации. Преодоление у ребенка высокой тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником. Консультирование по Формирование компонентов готовности к школе. Проявление проблемам кризиса 7 лет и выбор оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком психологической в период адаптации к школьному обучению. готовности ребенка к обучению в школе. 2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение». Цель: предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей. Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем. Содействие педагогам в построении психологически безопасной среды выражается в следующем: - оптимальное конструирование развивающего пространства; -развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте; - создание в ДОУ благоприятного психологического климата; - профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ; - психологический анализ занятий. Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога- психолога по повышению психологической компетенции воспитателей и родителей, что рассматривается как средство профилактики. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей, воспитателей, администрации, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных 12 вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе. Для воспитателей – реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов. Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Сотрудничество с родителями: - индивидуальное консультирование; -информационный стенд, брошюры, памятки; - семинары-практикумы; - родительское собрание. План просвещения для родителей Направление деятельности, содержание, форма работы Время проведения Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность к школе». Сентябрь Родительский уголок на тему: «Психологическая готовность к школе». Сентябрь Семинар-практикум на тему: «Ребенок не слушается. Как реагировать на Октябрь неудобное поведение? Правила похвалы и наказания». Детско-родительский тренинг на сплочение: «Папа и я- дружная семья». Октябрь Семинар- практикум на тему: «Развитие самостоятельности, Ноябрь целеустремленности, ответственности в ребенке». Детско-родительский тренинг на сплочение «Семейные посиделки». Ноябрь Семинар-практикум на тему: «Я- родитель. Как совместить работу и заботу о Декабрь ребенке?». Семинар-практикум на тему: «Как справиться со стрессом родителю? Январь Профилактика эмоционального выгорания родителя». Семинар-практикум на тему: «Ребенку не интересно заниматься. Почему? Как Февраль это исправить?». Семинар-практикум на тему: «Страхи ребенка. Как ему помочь?». Март Мастер-класс «Чудеса на песке» Май Взаимодействие с педагогами и специалистами: - консультации и рекомендации для педагогов по результатам диагностики и работы ППК; - рекомендации для проведения групповых занятий и индивидуальной работы с детьми (в течение года); - индивидуальные консультации (по запросу в течении года); - психологическое просвещение (по запросу в течении года). III. Организационный раздел. 3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы. Рабочая зона специалиста 1. Письменный стол 2. Стул 3. Стеллаж для документации Коррекционно-развивающее пространство 1. Демонстрационный и раздаточные материалы индивидуальных и групповых занятий по программам; 2. набор деревянных пазлов; 3. набор мозаик из картона 13 4 шт. 8 шт. 1 шт. для проведения 8 шт. 3 шт. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. настольно-печатные игры («Четвертый лишний», «Цвет, форма», «Собери цветок», «Азбука эмоций», «Сюжетные картинки», «Разрезные картинки» и т.д.) Блоки «Дьенеша» Квадраты Никитина (деревянные) Кубики Никитина (деревянные) Дроби Никитина (деревянные) Коломбово Яйцо Балансирующие блоки (пластмассовые) Балансирующие блоки (деревянные) Палочки Кьюизенера Квадрат форм Деревянные пазлы с карточками Геоборд Игра-шнуровка «Ежик» Развивающая игра «Панорама» Магнитная книга «Геометрическая мозаика» Собери фигуру по картинке (деревянные детали) Досочки Сегена Домино 1 шт. 2 шт. 2 шт. 2 шт 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 3.2. Методическое обеспечение рабочей программы. № 1. Автор Немов Р.С. 2. Овчарова Р. В. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Название Психология образования Издательство М.:Прсвещений:Влад ос,1994 школьного М.:Просвещение,1993 Справочная книга психолога Рогов Е.И. Настольная книга практического М.:Владос,1995 психолога в образовании Овчарова Р.В. (электронная библиотека) М.: Издательский Практическая психология образования центр «Академия, 2003. Семаго (электронная библиотека) Теория и СПб.: Речь,2005 Н.Я.,Семаго практика оценки психического М.М. развития ребенка. Немов Р.С. Психология. Экспериментальная М.:Прсвещений:Влад педагогическая психология и ос,1995 психодиагностика. Хухлаева О.В «Тропинка к своему Я» М.: Генизис, 2009 А.Н. Веракса, «Практический психолог в детском Мозаика –Синтез, М.Ф. Гуторова саду» 2012 Куражева Цветик – семицветик. Программа Санкт-Петербург, Н.Ю., Вараева интеллектуального, эмоционального и 2011. Н.В., Тузаева волевого развития детей 6-7 лет А.С., Козлова И.А. (электронная библиотека) Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для СПб., Речь2006 (электронная детей с проблемами в развитии библиотека) 14 11. 12. 13. 14. 15. 16. Царева Ю.В. (электронная библиотека) ЛесинаС.В.,По пова Г.П., Снисаренко Т.Л Коррекция поведенческих нарушений Книголюб М.,2008 у детей Коррекционно-развивающие занятии. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Я занятия по снижению детской агрессии. Волгоград.Учит Психологическая помощь ель, 2014 дошкольникам с ОНР Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Денисова Н.Д. Диагностика эмоциональноличностного развития дошкольников 3-7 лет Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. 15 Волгоград.Учитель, 2014 М.:- Книголюб Волгоград: Учитель,2014 Волгоград: Учитель,2013 Волгоград: Учитель,2015