Рабочая программа педагога-психолога с детьми 7-го жизни (1)

Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………...………….3
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы ………………….………………………..….…….3
1.1.2. Принципы и подходы формирования рабочей программы ………….……………………..…..….4
1.1.3. Возрастные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста……………………………………………………………………………………………..………...4
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы…………………………………..…….…..7
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в четырех направлениях работы, с описанием вариативных форм, способов,
методов и средств реализации рабочей программы, с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей
воспитанников,
специфики
их
образовательных
потребностей
и
интересов……………………………………………………………………………….…………………....6
2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»…………………..………………………...………7
2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»……………..…....................8
2.1.3. Направление «Психологическое консультирование» …..……..……………..……………….…..12
2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»……………...……….….13
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождение
………………………………………………………………………………………………………...……...14
3.2. Методическое обеспечение процесса психологического сопровождения………………...……….15

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана для организации психолого-педагогического
сопровождения детей 7-го года жизни. Рабочая программа определяет содержание и структуру
деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психологическая
диагностика и коррекция, психологическое консультирование родителей (законных представителей)
воспитанников и педагогов Учреждения.
Срок реализации Программы составляет один учебный год.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами,
регулирующими деятельность педагога-психолога:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом
Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г. №1028;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), утвержденный Приказом
Министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Примерная рабочая программа воспитания для образовательных Организаций, реализующих
образовательные программы Дошкольного образования от 1 июля 2021 № 2/21
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования);
- Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения
диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в
учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
- Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-5136/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к
школе».
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников,
социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации
ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного
развития, развития инициативы и творческих способностей в сотрудничестве со взрослыми и
другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы.
Цель программы – создание условий для развития с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе индивидуального подхода и формирование психологической готовности
детей к обучению в школе.
Задачи реализации программы:
1. Выявить особенности развития познавательной, мотивационной и эмоциональной сфер детей
старшего дошкольного возраста (7 года жизни).
2. Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе.
3. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей.
4. Развивать познавательную, эмоционально-волевую, коммуникативную сферы личности.
5. Повышать психолого-педагогическую компетентность всех участников образовательных
отношений по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
- деятельностный подход (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н.
Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.);
- личностный подход (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. А.
Петровский, Д. Б. Эльконин и др.);
3

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека тесно взаимосвязаны и составляют
теоретико-методологическую основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и
духовной деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
Программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в
зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие
основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- принцип полноты, необходимости и достаточности;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации
которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию
детей дошкольного возраста;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной
деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении
режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них
является игра.
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания,
разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети,
независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и
иных особенностей, включены в общую систему образования.
Формы сопровождения:
- диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультирование;
- профилактика;
- просвещение.
1.1.3. Возрастные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста (6-7 лет).
Развитие психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться
ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания -20—25 минут, объем внимания составляет
7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы
психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное
наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной
памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель:
запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти
начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание
ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и
других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление
произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти -наиболее
продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями
запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д.
4

Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как
классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать
дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу
дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает
развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно
потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении,
например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий.
Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к
подростковому возрасту.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения
проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются
активизацией функции воображения -вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте
представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается
принципиально новый образ). Этот период -сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика,
связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и
характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно
организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и
некоторые виды монологической речи.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения
связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы
позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция
школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Основные компоненты психологической готовности к школе.
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От
того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития,
будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи,
его психологическое самочувствие.
Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить
несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.
Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию
новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего
иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него
уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию,
открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть
познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив
учения).
Интеллектуальная
готовность.
Под
интеллектуальной
зрелостью
понимают
дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического
запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и
сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная
зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно
трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
5

К планируемым результатам на этапе завершения дошкольного образования относятся
следующие показатели:
1. имеет этические представления в соответствии с общепринятыми нормами и правилами
поведения в обществе;
2. развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в
игре;
3. владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
4. развита крупная и мелкая моторика;
5. развито наглядно- образное мышление, формируется словесно-логическое мышление;
6. сформирована произвольность зрительной и слуховой памяти;
7. удерживает внимание до 30 минут;
8. имеет объем памяти- 8 предметов;
9. может формировать внутренний план действий;
10. имеет внутреннюю позиция обучающегося;
11. имеет познавательную мотивацию;
12. способен осознать свое эмоциональное состояние, настроение, самочувствие;
13. доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, имеет и может обосновать свое
мнение, уважает мнение других;
14. может соотнести свое поведение с правилами и нормами общества;
15. не применяет физического насилия и вербальной агрессии в общении с другими людьми;
16. сформирована потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении
быть аккуратным, старательным;
17. способен самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в
ситуациях реальных затруднений;
18. адекватно реагирует на эмоциональное состояние других людей, умеет сопереживать
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в четырех направлениях работы, с описанием вариативных форм,
способов, методов и средств реализации рабочей программы, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов
Формы работы с детьми:
- подгрупповые занятия (3-4 ребенка);
- групповые занятия;
- фронтальное занятие.
Продолжительность занятий: 25 минут.
Методы, направленные на развитие коммуникативных компетенций, эмоционально-волевой
сферы и познавательных способностей:
-проблемные ситуации,
-демонстрационные опыты,
-игры,
-решение проблемных ситуаций,
-познавательные беседы,
-экспериментирование и опыты,
- наблюдения,
-чтение художественной литературы,
-изобразительная продуктивная деятельность.
Средства реализации рабочей программы
Для эффективной реализации рабочей программы и качественной организации
образовательной деятельности педагоги используют разнообразные средства обучения:
-программно-методическое обеспечение;
- наглядно-демонстрационный, иллюстративный материал;
6

- игровой, дидактический материал;
- раздаточный материал.
2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»
Цель: определение уровня развития познавательных процессов детей.
Диагностика психологической готовности к школьному обучению в школе детей 6-7 лет проводится
в начале и конце учебного года.
Объект
Цель диагностики
Методики
Сроки
деятельности
Дети
Определение уровня Экспресс-диагностика познавательной
Сентябрь, май
подготовительн условной готовности сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко:
ых групп
к школе
1 субтест: «Личностная готовность»
(самооценка)
2 субтест: «Вырежи круг» (мелкая моторика
рук)
3 субтест: «Домик» (внимание)
4 субтест: «10 слов» (память)
5 субтест: «Закончи предложение»
(словесно-логическое мышление)
6 субтест: «4-й лишний» (мышление)
7 субтест: «Последовательные картинки»
(мышление, речь)
8 субтест: «Найди недостающий»
(логическое мышление)
9 субтест: «Рисунок человека»
10 субтест: «Разрезные картинки» (6
частей) (восприятие)
11 субтест: «На что это похоже?»
(воображение)
12 субтест. «Запрещенные слова» (развитие
произвольности)
13 субтест. «Графический диктант»
(развитие произвольности).
Дети
Изучение
Наблюдение
По запросу
подготовительн особенностей
Беседа
родителей/
ых групп
эмоционально –
Проективная методика «Роботы»
педагогов
волевой,
Проективная методика «Барашек в банке»
мотивационной и
Проективная методика «Моя семья»
коммуникативной
сфер личности
Дети
Изучение
Наблюдение;
По запросу
подготовительн психологических
Беседа;
родителей,
ых групп
особенностей детей, Проективные методики;
педагогов
при использовании
Методики на определение уровня развития;
психологоТехника «Продуктивность мозга».
диагностических
методик
2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция».
Развивающие занятия в подготовительных группах начинаются после завершения диагностики в
начале учебного года (октябрь), содержание деятельности определяется следующими программами:
1. Программа развития эмоционального интеллекта детей 7-го года жизни Азбука эмоций»
Дамзина К.А.
2. Программа подготовки к школе для дошкольников 7-го года жизни «Будущий
7

первоклассник» Дамзина К.А.
Групповые занятия проводятся по программе развития эмоционального интеллекта детей 7-го
года жизни Азбука эмоций».
Цель: создание условий для развития эмоционального интеллекта у детей.
Задачи программы:
1. Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние;
2. Формировать умение выражать свои эмоции;
3. Распознавать эмоции других людей через мимику, жесты, выразительные движения,
интонации;
4. Расширять представление о способах саморегуляции и релаксации;
5. Создать условия для овладения эффективными способами поведения в сложных
коммуникативных ситуациях;
6. Способствовать развитию социально- коммуникативных навыков ребёнка для успешной
адаптации к школе.
Планируемые результаты.
Ребенок:
1. Понимает собственное эмоциональное состояние;
2. Умеет выражать свои эмоции;
3. Распознает эмоции других людей через мимику, жесты, выразительные движения,
интонации;
4. Использует способы саморегуляции и релаксации;
5. Владеет эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях;
6. Успешно взаимодействует со сверстниками.
Организация занятий:
Количество занятий: 19 занятий.
Периодичность: 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 30 минут.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Методы:
- Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций, вызывающих разнообразные эмоции;
- беседа;
- упражнения на мышечную релаксацию;
- сказкотерапия;
- решение проблемных задач;
- анализ своего опыта;
- обсуждение пословиц и поговорок;
- игры на развитие коммуникативных навыков;
- игры, способствующие формированию уверенности в себе;
- упражнения на саморегуляцию поведения;
- упражнения на релаксацию.
Методическое обеспечение программы:
- картинки с разнообразием эмоций;
- подборка терапевтических сказок из пособий «Лабиринт души» О.В. Хухлаева, «Практикум
по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич- Истигнеева;
- сказки для оценки эмоциональных состояний.
В содержание программы интегрируются следующие образовательные области: физическое
развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
План деятельности
Время
Тема
Цель
проведения
Введение
Ознакомление с понятием «Эмоция»
Октябрь
Радость
Ознакомление с эмоцией «Радость»
Октябрь
Грусть
Ознакомление с эмоцией «Грусть»
Ноябрь
8

Жадность
Зависть
Зависть-2
Благодарность
Злость
Злость-2
Страх
Страх- 2
Обида
Стыд
Скромность и
хвастовство
Ссора
Дружба
Лучший друг
Бережное
отношение к
животным
Распознавание
эмоций

Ознакомление с эмоцией «Жадность»
Ознакомление с эмоцией «Зависть»
Продолжение знакомства с эмоцией «Зависть»
Формирование знаний о понятии «Благодарность»
Ознакомление с эмоцией «Злость» и способами контроля
Продолжение знакомства с эмоцией «Злость»
Формирование умения справляться со страхом
Продолжение знакомства с эмоцией «Страх»
Ознакомление с эмоцией «Обида»
Ознакомление с эмоцией «Стыд»
Ознакомление с эмоциями «Скромность и хвастовство»

Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль

Анализ эмоций, формирование представлений о «ссоре» и Февраль
способах решения конфликтных ситуаций.
Анализ эмоций, которые мы испытываем в дружбе.
Февраль
Формирование умения понимать эмоции своего лучшего друга
Март
Формирование знаний о том, что животные тоже умеют
Март
переживать эмоции.
Формирование умения распознавания эмоций

Март

Групповые занятия проводятся по программе подготовки к школе для дошкольников 7-го года
жизни «Будущий первоклассник».
Цель: создание условий для формирования учебно- познавательного мотива.
Задачи:
1. Формировать знания о школьном пространстве.
2. Формировать представления о школьной деятельности.
3. Формировать знания о школьных правилах.
4. Развивать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты.
Ребенок:
1. Знает, как устроена школа.
2. Имеет представление о школьной деятельности.
3. Знает школьные правила.
4. Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
Количество занятий: 4 занятия.
Периодичность: 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 25 минут.
Срок реализации программы: 1 месяц.
Методы:
- Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций;
- беседа;
- сказкотерапия;
- показ презентаций;
- прослушивание песни.
Методическое обеспечение программы:
- презентация «Виртуальная экскурсия в школу»;
- песня «Учат в школе»;
-сказки из программы Куражевой Н. Ю., Козловой И. А. «Приключения будущих
первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет»
План деятельности
Тема
Цель
Время
9

На пороге школы
Виртуальная
экскурсия в школу
Чему учат в школе?
Школа- она какая?»

Формирование представлений о школе.
Формирование представлений о школьном пространстве.

проведения
Апрель
Апрель

Формирование представлений о школьной деятельности.
Формирование представлений о школьной жизни.

Апрель
Апрель

Для детей с низким уровнем развития организованы подгрупповые занятия по подготовке к
школе, направленные на развитие познавательных процессов.
Цель: развитие познавательных процессов.
План деятельности
Цель
Средства
Развитие мелкой
- Собирание деревянных пазлов
моторики
- пальчиковая гимнастика
- конструктор;
- «Волшебный мешочек»;
- штрихование;
- обвести по пунктирным линиям и раскрасить;
- шнуровка ботинок или ежика с фруктами
- графический диктант;
- массажный мяч;
- Су-Джок.
Развитие
- Кубики Никитина
словесно- квадраты Никитина;
логического
- белое пространство с деревянными фигурами;
мышления
- Коломбово яйцо;
- дроби Никитина;
- блоки Дьенеша;
- геоборд;
- досочки Сегена;
- деревянные пазлы;
- палочки Кьюизенера;
- игра «Панорама»;
- игра «Заколдованные тропинки»;
- игра «Собрать по картинке»;
- «Зашифрованное слово»;
- «Закончи предложение»;
- «Последовательность картинок»;
- «Найди недостающее»
- «Найди лишнее слово»
- «4-й лишний» и т.д.
Развитие
- собери по образцу;
внимание
- «Что изменилось?»;
- «Найди отличие»;
- «Найди одинаковые»;
- настольная игра «Веселый, грустный, злой»;
- «Расставь знаки по образцу»;
- собери пирамиду;
- «Запрещенное слово»;
- «Не пропусти слово»;
- игра «Обратный отсчет»;
- игра «Собери башню»;
- игра «Балансир «Кит».
10

Развитие
слуховой памяти

Развитие
зрительной
памяти

Развитие
воображения

Развитие
зрительного
восприятия

Развитие
слухового
восприятия
Развитие
тактильного
восприятия
Развитие
межполушарных
связей
Развитие
пространственновременных
отношений

- «Перескажи рассказ»
- заучивание стихотворений
- «Цепочка слов»
- «Пары слов»
- «Повтори и продолжи»
- «Что изменилось»
- ответь на вопросы с рассказа
- игра «Найти пару»
- «Что было изображено на картинке»
- «Что запомнил»
- «Чего не стало»
- «Назови недостающий предмет у пары»
- «Какие появились новые предметы»
- «На что похоже»
- «Продолжи рассказ»
- «Сочини рассказ»
- «Незаконченный рисунок»
- «Так не бывает»
- «Новое назначение предмета»
- Друдлы
- игра «Лабиринт»
- Пазлы
- Разрезные картинки
- Коломбово яйцо
- «Собери по образцу»
- квадраты Никитина
- кубики Никитина
- блоки Дьенеша;
- «Скажи, что ты слышишь?»
- «Кто хлопнул в ладоши?»
- «Угадай, чей голос»
- «Запомни слова»
- «сверху- снизу-справа-слева»
- «Волшебный мешочек»
- «Рисунки на спине и на ладонях»
- «Разложи палочки разных размеров» с палочками Кьюизенера
- Узнай блок Дьенеша
- Рисование двумя руками;
- Зеркальное рисование;
- Упражнение «Кулак-ребро- ладонь»;
- Игра «Попробуй повтори».
- Рассказы о временах года;
- Игра «Времена суток»;
- Игра «Попробуй повтори»
- Пересказывание рассказов и ответы на вопросы;
- Наблюдение за природой:
- Просмотр иллюстраций о временах года;
- «Что ты делаешь в разные части суток?»
- Упражнение «Зеркало».

2.1.3. Направление «Психологическое консультирование».
Цель: оказание помощи педагогам и родителям (законным представителям) по проблемам
11

межличностных отношений в образовательном пространстве, в том числе и детско-родительских
отношений, оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им
психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных образовательных
программ, индивидуальных образовательных маршрутов.
Проблема
Содержание психологической помощи
Консультирование
по
Развитие
познавательной
активности,
любознательности,
проблемам трудностей в наблюдательности, рассуждений. Детские вопросы как форма
воспитании и развитии.
познавательной активности. Приемы повышения работоспособности,
тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учет
детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об
окружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации
деятельности и т.д.
Консультирование
по
Стили воспитания. Техники. Определение оптимальных требований к
проблемам
детско- ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных
родительских
ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами
взаимоотношений
семьи, в том числе с братьями и сестрами.
Консультирование
по
Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в
проблемам
конфликтных ситуациях. Приемы саморегуляции психоэмоциональных
межличностного
состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приемы
взаимодействия
в продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям.
образовательном
процессе.
Консультирование
по
Психологические условия успешной адаптации. Преодоление
проблемам
адаптации/ негативного отношения к детскому саду, страха разных видов
дезадаптации детей.
деятельности, неуверенности.. Проблемы популярных и изолированных
дошкольников. Необоснованные претензии на лидерство как проявление
дезадаптации. Преодоление у ребенка высокой тревожности, страхов,
агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм
поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к
общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником.
Консультирование
по
Формирование компонентов готовности к школе. Проявление
проблемам
кризиса 7 лет и выбор оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком
психологической
в период адаптации к школьному обучению.
готовности ребенка к
обучению в школе.
2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение».
Цель: предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении
личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса
психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Содействие педагогам в построении психологически безопасной среды выражается в
следующем:
- оптимальное конструирование развивающего пространства;
-развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
- создание в ДОУ благоприятного психологического климата;
- профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;
- психологический анализ занятий.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога- психолога по
повышению психологической компетенции воспитателей и родителей, что рассматривается как
средство профилактики.
Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей,
воспитателей, администрации, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных
12

вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к
дошкольному учреждению, готовностью к школе. Для воспитателей – реализация основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии
детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена
анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко
используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они
представлены стендовой информацией, распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и
упражнений, мини-тестов и анкет.
Сотрудничество с родителями:
- индивидуальное консультирование;
-информационный стенд, брошюры, памятки;
- семинары-практикумы;
- родительское собрание.
План просвещения для родителей
Направление деятельности, содержание, форма работы
Время
проведения
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность к школе».
Сентябрь
Родительский уголок на тему: «Психологическая готовность к школе».
Сентябрь
Семинар-практикум на тему: «Ребенок не слушается. Как реагировать на
Октябрь
неудобное поведение? Правила похвалы и наказания».
Детско-родительский тренинг на сплочение: «Папа и я- дружная семья».
Октябрь
Семинар- практикум на тему: «Развитие самостоятельности,
Ноябрь
целеустремленности, ответственности в ребенке».
Детско-родительский тренинг на сплочение «Семейные посиделки».
Ноябрь
Семинар-практикум на тему: «Я- родитель. Как совместить работу и заботу о
Декабрь
ребенке?».
Семинар-практикум на тему: «Как справиться со стрессом родителю?
Январь
Профилактика эмоционального выгорания родителя».
Семинар-практикум на тему: «Ребенку не интересно заниматься. Почему? Как
Февраль
это исправить?».
Семинар-практикум на тему: «Страхи ребенка. Как ему помочь?».
Март
Мастер-класс «Чудеса на песке»
Май
Взаимодействие с педагогами и специалистами:
- консультации и рекомендации для педагогов по результатам диагностики и работы ППК;
- рекомендации для проведения групповых занятий и индивидуальной работы с детьми (в
течение года);
- индивидуальные консультации (по запросу в течении года);
- психологическое просвещение (по запросу в течении года).
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы.
Рабочая зона специалиста
1.
Письменный стол
2.
Стул
3.
Стеллаж для документации
Коррекционно-развивающее пространство
1.
Демонстрационный
и
раздаточные материалы
индивидуальных и групповых занятий по программам;
2.
набор деревянных пазлов;
3.
набор мозаик из картона
13

4 шт.
8 шт.
1 шт.
для

проведения
8 шт.
3 шт.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

настольно-печатные игры («Четвертый лишний», «Цвет, форма», «Собери
цветок», «Азбука эмоций», «Сюжетные картинки», «Разрезные картинки» и
т.д.)
Блоки «Дьенеша»
Квадраты Никитина (деревянные)
Кубики Никитина (деревянные)
Дроби Никитина (деревянные)
Коломбово Яйцо
Балансирующие блоки (пластмассовые)
Балансирующие блоки (деревянные)
Палочки Кьюизенера
Квадрат форм
Деревянные пазлы с карточками
Геоборд
Игра-шнуровка «Ежик»
Развивающая игра «Панорама»
Магнитная книга «Геометрическая мозаика»
Собери фигуру по картинке (деревянные детали)
Досочки Сегена
Домино

1 шт.
2 шт.
2 шт.
2 шт
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы.
№
1.

Автор
Немов Р.С.

2.

Овчарова Р. В.

3.
4.

5.

6.

7.
8.
9.

10.

Название
Психология образования

Издательство
М.:Прсвещений:Влад
ос,1994
школьного М.:Просвещение,1993

Справочная
книга
психолога
Рогов Е.И.
Настольная
книга
практического М.:Владос,1995
психолога в образовании
Овчарова Р.В.
(электронная
библиотека) М.:
Издательский
Практическая психология образования центр
«Академия,
2003.
Семаго
(электронная библиотека) Теория и СПб.: Речь,2005
Н.Я.,Семаго
практика
оценки
психического
М.М.
развития ребенка.
Немов Р.С.
Психология.
Экспериментальная М.:Прсвещений:Влад
педагогическая
психология
и ос,1995
психодиагностика.
Хухлаева О.В
«Тропинка к своему Я»
М.: Генизис, 2009
А.Н. Веракса, «Практический психолог в детском Мозаика
–Синтез,
М.Ф. Гуторова саду»
2012
Куражева
Цветик – семицветик. Программа Санкт-Петербург,
Н.Ю., Вараева интеллектуального, эмоционального и 2011.
Н.В., Тузаева волевого развития детей 6-7 лет
А.С., Козлова
И.А.
(электронная
библиотека)
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для СПб., Речь2006
(электронная
детей с проблемами в развитии
библиотека)
14

11.

12.

13.
14.

15.

16.

Царева
Ю.В.
(электронная
библиотека)
ЛесинаС.В.,По
пова
Г.П.,
Снисаренко Т.Л

Коррекция поведенческих нарушений Книголюб М.,2008
у детей

Коррекционно-развивающие занятии.
Комплекс мероприятий по развитию
воображения. Я занятия по снижению
детской агрессии.
Волгоград.Учит Психологическая
помощь
ель, 2014
дошкольникам с ОНР
Шитова Е.В.
Практические семинары и тренинги
для педагогов. Воспитатель и ребенок:
эффективное взаимодействие.
Денисова Н.Д.
Диагностика
эмоциональноличностного развития дошкольников
3-7 лет
Доценко Е.В.
Психодиагностика
детей
в
дошкольных учреждениях.

15

Волгоград.Учитель,
2014
М.:- Книголюб
Волгоград:
Учитель,2014
Волгоград:
Учитель,2013
Волгоград:
Учитель,2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».